Каса Мила: Каменная пещера, что «светлее света»

 

Барселона. Антонио Гауди. Каса Мила - дом семейства Мила. (1906—10). Мировое наследие ЮНЕСКО, 1984
Барселона. Антонио Гауди. Каса Мила — дом семейства Мила. (1906—10). Мировое наследие ЮНЕСКО, 1984

Из всех домов Гауди я люблю больше других Каса Милу. Собираясь в Барселону, представляла: стою на пересечении бульвара Пассеч-де-Грасиа с улицей Карре-де-Провенса и смотрю на окаменевшие в пространстве волны, что, застыв во времени, стали пещерой, пронизанной светом и горным воздухом.

Не случилось: дом был затянут сеткой — велась реставрация фасадов. В больших городах, и в Петербурге тоже, всегда нужно быть готовым к подобным утратам. Выручай, Интернет…

Барселона. Антонио Гауди. Каса Мила - дом семейства Мила. (1906—10). В 1984 году дом Мила стал первым из сооружений XX века, включённых в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Барселона. Антонио Гауди. Каса Мила — дом семейства Мила. (1906—10). В 1984 году дом Мила стал первым из сооружений XX века, включённых в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Первоначально мнение барселонцев о новом доме было не слишком высоким… Эта суровая громада вырастает из-под земли, как старый могучий баобаб, или выветренные скалы, или утес с ласточкиными гнездами, или остов погибшего корабля, или вулкан, истекающий лавой. Барселонцы наградили здание массой прозвищ – от «железнодорожной катастрофы», «депо для дирижаблей», «жертвы землетрясения» до «питомника для змей» и «осиного гнезда». Закрепилось «Ла Педрера» – каменоломня.

Барселона. Антонио Гауди. Каса Мила - дом семейства Мила. (1906—10). В 1984 году дом Мила стал первым из сооружений XX века, включённых в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Барселона. Антонио Гауди. Каса Мила — дом семейства Мила. (1906—10). В 1984 году дом Мила стал первым из сооружений XX века, включённых в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

К концу строительства Дом Мила уже уже стал самой известной постройкой в Барселоне. Дом на самом деле был похож на пещеру. Гауди, который черпал свое вдохновение у Природы, что не любит прямых линий, решил отказаться от них при строительстве этого шестиэтажного дома. В Каса Мила нет ни одного прямого угла. На первый взгляд может показаться, что это — нелепое сооружение, ставшее плодом безудержной и загадочной фантазии автора. Современники архитектора, ранее не видевшие зданий столь причудливой формы, долгое время не могли принять и понять архитектуру Дома Мила.

Барселона. Антонио Гауди. Каса Мила - дом семейства Мила. (1906—10). В 1984 году дом Мила стал первым из сооружений XX века, включённых в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Барселона. Антонио Гауди. Каса Мила — дом семейства Мила. (1906—10). В 1984 году дом Мила стал первым из сооружений XX века, включённых в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

За что же выпало Всемирное признание Дому Мила — последнему завершенному произведению Антонио Гауди? Современные исследователи склонны считать здание самым совершенным и безукоризненно выполненным архитектурным сооружением даже с точки зрения сегодняшнего дня.

При всем при том бытует и другое представление: никому точно неизвестно, откуда Антонио Гауди черпал идеи для своих шедевров, он остается легендой и великим архитектором Барселоны, а особняк Каса Мила яркое тому подтверждение.

Не согласна я с подобным представлением.

Барселона. Антонио Гауди. Каса Мила - дом семейства Мила. (1906—10). В 1984 году дом Мила стал первым из сооружений XX века, включённых в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Барселона. Антонио Гауди. Каса Мила — дом семейства Мила. (1906—10). В 1984 году дом Мила стал первым из сооружений XX века, включённых в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сначала несколько фактов… Здание Каса-Мила стало последней светской работой Гауди, после которой он полностью посвятил свою жизнь собору Саграда Фамилия. Известно, он испрашивал разрешение на строительство Дома у Мадонны Монтсерратской. По-видимому, получив Ее согласие, архитектор хотел возвести на крыше Дома скульптуру Мадонны с Младенцем на руках. Заказчик Дома — банкир Мила — не принял предложения Гауди.

Тогда архитектор полностью связал свой замысел с горой Монтсеррат, в чем мы убедимся, пройдя через воплощение Идеи от начала до конца.

Барселона. Антонио Гауди. Каса Мила - дом семейства Мила. (1906—10). В 1984 году дом Мила стал первым из сооружений XX века, включённых в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Барселона. Антонио Гауди. Каса Мила — дом семейства Мила. (1906—10). В 1984 году дом Мила стал первым из сооружений XX века, включённых в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Помните, как по хребтам Монтсеррат ползут колючие кустарники? И здесь волнистые формы фасадов дополнены причудливыми балконными оградами. Авторство нескольких проектов ограждений, предназначенных для украшения балконов дома Мила, принадлежит Жузепа-Марии Жужолю. Однако и они были сделаны при непосредственном участии Гауди — художника-мастерового в высшем смысле этого слова. Он проектировал не только здания, но и удивительную мебель, причудливые решётки оград, ворот и перил. Все, созданные Гауди и Жужолем детали постройки, уникальны, импровизационны, отличаются тщательной проработкой и завершенностью.

Барселона. Антонио Гауди. Каса Мила - дом семейства Мила. (1906—10). Первые этажи дома - гаражный и вестибюльный.
Барселона. Антонио Гауди. Каса Мила — дом семейства Мила. (1906—10). Первые этажи дома — гаражный и вестибюльный.

Мы прошли мимо Дома, в зеленую сетку затянутого. Краем глаза я успела заглянуть под пелену и увидела… Вертикальные столпы каменные не были вертикалями, а напружиненными силой мастадонтами. Абрис горизонталей каменных тоже не был горизонтальным. Все чудесным образом сочеталось друг с другом, чтобы ожить. Мне этих отрицаний зримого глазом было достаточно, чтобы прошептать про себя: «Гауди…».

Мои подруги закричали: «Вот Каса Мила! Нашли!»

Каса Мила. Антонио Гауди. Вестибюльный этаж Дома. Входной портал - витражный...
Каса Мила. Антонио Гауди. Вестибюльный этаж Дома.
Входной портал — витражный.

Каменные колоссы вместе с нами в вестибюль зашли. Между колоссами — кованная портальная решетка, по рисунку напоминающая не то воздушные, не то солнечные пузыри. Опять отрицание того, что должно быть, в трепетном озвучивании пространства.

Колоссы, ритмизировав движение лестничных ступеней,
на уровень просветного дворика повели.

Каса Мила. Антонио Гауди. Вестибюльный этаж Дома. Роспись потолка и стен вестибюльного этажа.
Каса Мила. Антонио Гауди. Вестибюльный этаж Дома.
Роспись потолка и стен вестибюльного этажа.

Дальнейшее оказалось неожиданным сочетанием столпов-колоссов с воздушной росписью потолков и стен. Росписью, не скрывающей своей несколько наивной рукотворности. Позднее мы убедились: все вестибюли в доходных домах Барселоны были парадными и двухсветными (двухэтажными по высоте, прежде всего). В Гаудианском вестибюле была какая-то игра…

Каса Мила. Антонио Гауди. Вестибюльный этаж Дома Полихромная роспись потолка вестибюльного этажа..
Каса Мила. Антонио Гауди. Вестибюльный этаж Дома
Полихромная роспись потолка вестибюльного этажа..

Потолки и стены вестибюля покрыты полихромной росписью, в основном с растительными мотивами. Цветочный декор и навеянные мифологией фрески меняют суровый характер экстерьера на дымчатую фантазию МЕЧТЫ О РАЕ, что пронизывает интерьер.

Каса Мила. Антонио Гауди. Вестибюльный этаж Дома. Полихромная роспись потолка вестибюльного этажа. Колоссы, деформирующие живую материю перекрытия...
Каса Мила. Антонио Гауди. Вестибюльный этаж Дома.
Полихромная роспись потолка вестибюльного этажа.
Колоссы, деформирующие живую материю перекрытия.

Удивителен контакт колонн-колоссов, несущих нагрузку от всего здания, с перекрытием. Контакт превращает бетонный монолит не то в Небо, не то в Море, в которые погружаются силовые точки напряжения — падающие снизу вверх камни. В результате меняется структура строительного материала. Он — не плоское перекрытие. Он — расходящаяся космическими вихрями воздушная плоть. Он — океаническая капля с искривленным от неравномерной нагрузки контуром. Он…

Каса Мила. Антонио Гауди. Вестибюльный этаж Дома. Полихромная роспись стен вестибюльного этажа...
Каса Мила. Антонио Гауди. Вестибюльный этаж Дома.
Полихромная роспись стен вестибюльного этажа.

Смотрите-смотрите, под воздействием Света, побеждающего тень, происходит полное оживление материи. Что-то нарисованное на стене становится деревом во всей своей яви. Откуда взялось столь сильное световое излучение?

Каса Мила. Антонио Гауди. Внутренний световой двор...
Каса Мила. Антонио Гауди. Внутренний световой двор.

Как похоже на петербургский двор-колодец — вырвалась у меня мысль: несусветная! В петербургский двор-колодец не попадает Свет — это самое депрессивное свойство доходных домов Северной столицы!!!

У Гауди все наоборот! Благодаря трем внутренним дворикам — одного круглого и двух эллиптических — каменная пещера наполняется достаточным количеством света и свежего воздуха. Для того времени это было в новинку. Да и в наше время инсоляция помещений — трудно разрешимая проблема: то Свет помещение заливает, то тьма все жизненные силы съедает.

Каса Мила. Антонио Гауди. Внутренний световой двор. Или лучше - патио. Или еще лучше - триумфальный зал под открытым Каталонским небом, поющий славу Солнечному свету....
Каса Мила. Антонио Гауди. Внутренний световой двор. Или лучше — патио. Или еще лучше — триумфальный зал под открытым Каталонским небом, поющий славу Солнечному свету.

Гауди скажет, что поделится откровением: «…исчезнут углы, и материя щедро предстанет в своих астральных округлостях: солнце проникнет сюда со всех сторон и возникнет ОБРАЗ РАЯ… Так мой дворец станет СВЕТЛЕЕ СВЕТА».

Каса Мила. Антонио Гауди. Внутренний световой двор. Или лучше - патио. Или еще лучше - триумфальный зал под открытым Каталонским небом, поющий славу Солнечному свету....
Каса Мила. Антонио Гауди. Внутренний световой двор. Или лучше — патио. Или еще лучше — триумфальный зал под открытым Каталонским небом, поющий славу Солнечному свету.

Патио — открытый внутренний дворик жилого помещения, с разных сторон окруженный стенами, галереями, воротами, решётками и т. д. или же зелёной изгородью из деревьев и кустарников. Архитектура патио восходит к классическому перистилю, получившему широкое распространение во времена Античности и Средние века в Средиземноморских странах — больше всего в Испании, затем и в Латинской Америке, а также в исламском мире.

Каса Мила. Антонио Гауди. Внутренний световой двор. Или лучше - патио. Или еще лучше - триумфальный зал под открытым Каталонским небом, поющий славу Солнечному свету....
Каса Мила. Антонио Гауди. Внутренний световой двор. Или лучше — патио. Или еще лучше — триумфальный зал под открытым Каталонским небом, поющий славу Солнечному свету.

Часто площадь патио обычно вымощена терракотовой плиткой или же мощными цементными плитами. Убранству присущи многочисленные декоративные элементы: водопады, цветы, клумбы, кусты, деревья, амфоры, фруктовые вазы, декоративная мебель, под навесами — ковры, подушки, лежанки, лежаки…. Над патио обычно видно голубое средиземноморское небо, хотя иногда делается все для создания дополнительной тени и фильтрации прямых солнечных лучей.

Основная эстетическая цель патио — создать атмосферу защищённости от внешних угроз в средневековых городах, навеять ощущения спокойствия, умиротворённости, романтизма, уюта и блаженства. Просторные, хорошо декорированные патио имелись во всех домах знати.

Каса Мила. Антонио Гауди. Внутренний световой двор. Или лучше - патио. Или еще лучше - триумфальный зал под открытым Каталонским небом, поющий славу Солнечному свету....
Каса Мила. Антонио Гауди. Внутренний световой двор. Или лучше — патио. Или еще лучше — триумфальный зал под открытым Каталонским небом, поющий славу Солнечному свету.

Здесь — не дом-вилла. Здесь — многоэтажный городской дом с квартирами, сдающимися в аренду или в наем. Все жильцы желают получить долю своего комфорта. А потому патио отрывается от земли — вырастает в высоту, обеспечивая каждому этажу, каждой квартире, каждой комнате оптимальную вентиляцию и максимальный доступ дневного света.

Каса Мила. Антонио Гауди. Внутренний световой двор - что триумфальный зал под Каталонским небом, поющий славу Солнечному свету. Или лучше - городской форум, выполняющий эстетическую функцию объединения жильцов дома Красотой..
Каса Мила. Антонио Гауди. Внутренний световой двор — что триумфальный зал под Каталонским небом, поющий славу Солнечному свету. Или лучше — городской форум, выполняющий эстетическую функцию объединения жильцов дома Красотой.

Антонио Гауди хотел построить «дворец», который будет «светлее света». Это ему удалось. Окно есть в каждой комнате, что позволяет Каса Мила постоянно купаться в свете.

Каса Мила — апофеоз фантазии архитектора
и триумф свободы творчества.

Каса Мила. Антонио Гауди. Вид на балконное ограждение из жилой комнаты...
Каса Мила. Антонио Гауди. Вид на балконное ограждение из жилой комнаты.

Пластичный фасад дополняется причудливыми формами необычных по красоте ограждений балконов, что видны из внутренних помещений дома. Почти все они были изготовлены по проекту Гауди в мастерской Бадиа. Нужно заметить, что архитектор лично присутствовал не только при литье ограждения, но и при предварительном изготовлении болванок и время от времени вносил коррективы в орнамент.

Тщательность исполнения — залог совершенства.

Каса Мила. Антонио Гауди. Жилые помещения Дома, представленные как образец быта начала XX века, в которых есть некоторое сходство с эстетикой Гаудианского дизайна...
Каса Мила. Антонио Гауди. Жилые помещения Дома, представленные как образец быта начала XX века, в которых есть некоторое сходство с эстетикой Гаудианского дизайна.

Начало строительства особняка Каса Мила началось со скандала. Заказчиком выступал известный бизнесмен синьор Пере Мила, который был большим поклонником знаменитого архитектора и намеревался отдать заказ именно ему. Но жена бизнесмена была не согласна с желанием мужа. Окончательное решение принимал синьор Пере Мила, и в результате ссоры в благочинной семье заказ достался Гауди.

Двойное кресло обтекаемой формы из полированного бука - единственное подлинное произведение Гауди, что выставлено в экспозиционной квартире Каса Мила, в которой ранее архитектором был разработан весь дизайн жилых помещений.
Двойное кресло обтекаемой формы из полированного бука — единственное подлинное произведение Гауди, что выставлено в экспозиционной квартире Каса Мила, в которой ранее архитектором был разработан весь дизайн жилых помещений.

Интерьером занимался Гауди лично. Отделка квартир представляла собой смешение стилей Арт Нуво, символизма и экспрессионизма в Гаудианской трактовке. К большому сожалению внутреннее убранство своей квартиры синьора Мила сменила сразу же после смерти Гауди.

Эта утрата ничем невосполнима.

Каса Мила. Антонио Гауди. Жилые помещения Дома, представленные как образец быта начала XX века, в которых есть некоторое сходство с эстетикой Гаудианского дизайна...
Каса Мила. Антонио Гауди. Жилые помещения Дома, представленные как образец быта начала XX века, в которых есть некоторое сходство с эстетикой Гаудианского дизайна.
Что можно сказать об интерьере? Красивы предметы, но нет в них гармоничного сочетания, что непременно было бы свойственно разработкам Гауди.
Каса Мила. Антонио Гауди. Жилые помещения Дома, представленные как образец быта начала XX века, в которых есть некоторое сходство с эстетикой Гаудианского дизайна...
Каса Мила. Антонио Гауди. Жилые помещения Дома, представленные как образец быта начала XX века, в которых есть некоторое сходство с эстетикой Гаудианского дизайна.

Все то, да не то, типично для Арт-Нуво — обычно. Хотя и веет от дизайна общей для начала XX века изысканностью.

Что можно сказать о женщинах периода Арт-Нуово по их изображениям? Что они прекрасны...
Что можно сказать о женщинах периода Арт-Нуво по их изображениям? Что они прекрасны…

 

<—Возвращение в Барселону к Антонио Гауди.

Каса Мила: Быт современников Гауди.—>

 

Leave a Reply