Установка вторая. Позиция третья.

СОМАСШТАБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Именно здесь — в третьей позиции из тех, что определяют, как построить гармоничное целое, начинает работать формула Протагора — друга Перикла. Дочитаем сказанное философом из Абдеры до конца: «Человек — мера всех вещей: существующих — что они существуют, не существующих — что они не существуют». Итак, речь идет не о «стопе» или «голове» человека, с помощью которых можно задать антропометрический масштаб «всех вещей», включая архитектуру. Речь идет о Человеке, связывающем, в ощущениях и сознании своем, два мира: «существующий» — реальный и «не существующий» — идеаль­ный, называемый иначе Космосом.

Налюдая за КЛАССИКОЙ и классицистическими тенденциями, можно увидеть, как, на деле, должно происходить описанное «стихийным диалектиком» взаимодействие идеального и реального…

«Существующий мир» — реальный

Здесь человек — тот, кто запечатлевает в создаваемых им вещах образы открывающегося ему идеального мира, что обретает реальность в той мере, какая доступна человеку

ЧЕЛОВЕК

Здесь человек — тот, кто запечатлевает в создаваемых им вещах образы открывающегося ему идеального мира, что обретает реальность в той мере, какая доступна человеку.  Это, так называемая, — «прямая связь».

«Не существующий мир» —идеальный

Здесь человек — тот, кто под воздействием специально созданного для него окружения, становится идеальным или — совершенным в той мере, какая доступна человеку. Это, так называемая, — «обратная связь».

Судя по тем же — философско-архитектурным, древнегреческим источни­кам, взаимодействие миров должно происходить на трех, различных по масштабу своему, ступенях человеческого бытия…

Исходная ступень Мир вещей, соответствующий, во-первых, антропо­метрической мере, человеком заданной, во-вторых, представлениям о комфорте его духовного и телесного существования в этом мире. Однако, геометрическая сомасштабность и функциональные удобства — не единственное качество Мира вещей. Есть третья мера необходимого соответствия. Одежда и мебель, утварь и предметы украшения, воинское оснащение и экипажи — все должно быть испол­нено на уровне художественных изделий, и по форме, и по орнаментике, и по сюжетным росписям. Примеры: греческие вазы в бесконечном переборе типов; туники и хитоны; тении на ордерных фризах, тении на прекрасных греческих ликах…

Вторая ступеньМир архитектуры, созданный человеком по законам высшей красоты, явленной ему в гармонии сотворенного Богами Мироздания и воплощенной в земных реалиях «второй природы». Этот Мир имеет другой мас­штаб — колонных ордеров, поднимающий людей на второй уровень бытия — «человека возвышенного», живущего по тем же законам — Высшей красоты.

Третья ступеньКосмос. Скажете он недоступен человеку тех времен? Дело в другом, беломраморный колонный мир и в пору КЛАССИКИ, и в пору КЛАССИЦИЗМА не может не превращать человека в жителя вселенной, ибо ордер, в первооснове своей, — образ именно вселенского совершенства: всепространственного и всевременного. Человек должен выполнить лишь одно единст­венное условие — не терять ощущения-понимания Первооснов, заключенных в Мире вещей и Архитектуре.

Вот и все, так просто, если верить сердцем и умом философам, если не учитывать влияния «чуть-чуть», что возникает неожиданно и непременно. Чуть- чуть нарушена трехступенная лестница сомасштабности человека и окружаю­щих его миров — и летит этот человек в Хаос или Тартар или еще хуже — становится ничем: пеной морской у подножия уходящих в Небо колонных вели­канов. Так будет в имперскую пору Рима. Человек, обманутый «хлебом и зрели­щами», не заметит своего падения. Так будет в ту пору, когда КЛАССИЦИЗМ, чуть-чуть изменившись, станет АМПИРОМ. Есть различия с первоопытом: петербуржцев-россиян не обманут «хлеб и зрелища», они почувствуют дыхание античной Бездны, но… Российская история пойдет своим чередом: мир художе­ственный и мир событийный — разные миры.

<— Установка вторая. Позиция вторая.

Третья установка (результативная). —>