Установка первая

АРХИТЕКТУРА — ИСКУССТВО АРХИТЕКТОНИЧЕСКОЕ

В КЛАССИКЕ носителями образного начала выступают три основных ордера: Дорический, Ионический И Коринфский. Все ордера имеют «общих предков» — деревянную стоечно-балочную систему. Несмотря на родство, каж­дый ордер отличается от другого формой колонн, баз, капителей и антаблемента. Нередко, колонные ордера дублируются в пилястрах — плоских повторах всех частей ордера, подобных его «тени» на стене.

Колонна — главный несущий элемент ордера. Чаще всего, она представ­ляет собой круглый в сечении столб. Есть полуколонны и трехчетвертные (по диаметру). Колонны могут быть частью здания или стоять отдельно, иногда — в качестве пьедестала для статуи. Колонны могут быть монолитными или собран­ными из нескольких фрагментов (барабанов). Ствол (фуст) колонн бывает глад­ким или украшенным каннелюрами —вертикальными желобками. Фуст всегда имеет энтасис — криволинейное утонение кверху, начиная с трети высоты ко­лонны. Это делается специально, чтобы создалось ощущение напряжения в не­сущей тяжесть конструкции.

База (стопа) — опорная часть колонны. Она может быть одно-, двух-, трехступенчатой. Каждая ступень состоит из архитектурных обломов (профи­лей) . В базе, это — валики и выкружки: выпуклые и вогнутые профили, очерчен­ные по окружности. Ступени базы лежат на плинте — прямоугольной плите, что, в свою очередь, покоится на стилобате или прямоугольном цоколе. Позднее стилобатом (подиумом) станут называть подножие храма в целом.

Капитель (головка) — венчающая часть колонны, на которой лежит ан­таблемент — несомая часть ордера. Все антаблементы трехчастны: состоят из архитрава, фриза, карниза. Архитрав — нижний продольный ряд балок, непос­редственно опирающихся на капители колонн. Фриз, в свою деревянную быт­ность, представлял собой поперечный ряд балок, опирающихся на архитрав. Карниз — завершающая часть антаблемента, имеет сильный вынос для защиты от дождя несущих конструкций.

Прорисовка баз, колонн, капителей и антаблемента в каждом типе древ­негреческого ордера имеет свои особенности.

 

Таблица 1. Парфенон в Афинском Акрополе.
Фасад, детали, план

ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР —известен с 7 —6 веков до н.э.
(Таблица 1. Парфенон в Афинском Акрополе).

Дорическая колонна стоит на стилобате без базы, имеет капитель валико­образной формы (эхин), завершенную столь же простой, прямоугольной, доской (абаком)..

Дорический антаблемент сохраняет в своем построении черты, свиде­тельствующие о деревянном происхождении беломраморных греческих ордеров. Его архитрав представляет собой цельную балку (эпистиль). Фриз состоит из триглифов и метоп. Триглиф — прямоугольная узкая плита с тремя нарезками, защищавшая, в деревянную пору, торцы балок перекрытия. По этой причине триглифы размещаются в строгой увязке с осями колонн и сходятся на углах здания. Метопа — прямоугольная плита, прикрывавшая ранее щели между по­перечными балками. Метопы бывают чистыми или украшенными рельефами и росписями, как в Парфеноне. Фриз от архитрава отделяется тенией (лентой). Каждый триглиф подчеркнут регулой — короткой полочкой, украшенной гуттами— рядом маленьких усеченных конусов (деревянными гвоздями). Такими же «гвоздями», только цилиндрическими, «прибиты» мутулы — плоские наклонные выступы под выносной плитой карниза, напоминающие конец выпущенной стро­пильной ноги перекрытия.

ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР — известен с 6 века до н.э.
(Таблица 2. Храм Ники-Аптерос в Акрополе).

Ионическая колонна более стройна, держится на двух-, трехступенчатой базе, каннелюры фуста разделены мостиками. Капитель состоит из эхина, волю­ты, закругленной в разные стороны, и тонкого абака. Эхин и абак могут иметь украшения из остроконечных листовидных и яйцевидных деталей (иоников).

Ионический антаблемент уже далек от воспоминаний о деревянном пе­рекрытии. Архитрав состоит из трех, слегка нависающих друг над другом, балок. Распространен фриз из одной, невысокой, балки с дентикулами (зубчиками, сухариками), представляющими собой ряды небольших прямоугольных высту­пов. Архитектурные обломы, из которых состоит карниз, украшены самыми различными орнаментами: листовидными, яйцевидными (из иоников), бусовид­ными (из круглых и продолговатых форм, подобных ниткам бус).

Таблица 2. Храм Ники — Аптерос в Афинском Акрополе.
Фасад, детали, план

КОРИНФСКИЙ ОРДЕР — в Греции известен с 5 века до н.э.,
особенно распространен в Древнем Риме
(Таблица 3. Пантеон в Риме, построен около 125 г. н.э.).

Коринфская колонна имеет капитель в виде чаши из двух рядов стилизо­ванных листьев аканта. Стебли аканта закручиваются подобно волютам, отмечая углы и центр каждой стороны абака. Этот абак, в свою очередь, имеет сложную конфигурацию: его стороны вогнуты, углы скошены.

Коринфский антаблемент столь же декоративен. Очень распространен орнамент на фризе из букраниев (бычьих голов с гирляндами). Карниз вынесен над фризом в виде консольной плиты на кронштейнах — подпорах волютообраз­ной формы. Нижняя часть плиты обработана соффитами, чаще всего, — розет­ками в перспективных углублениях. Кроме астрагалов (валиков с полочками) используются архитектурные обломы более сложных очертаний, например, гу­сек или каблучок, составленные из двух дуг окружности. Есть прямой гусек, когда верхняя половина облома — вогнутая, а нижняя выпуклая. Есть обратный гусек — повернутый на 180°». Более сложными становятся очертания и выкру­жек, превращающихся в скоции — вогнутые обломы, очертания которых состав­ляют две дуги различного радиуса, плавно переходящие одна в другую.

В римскую античность к трем греческим основным ордерам добавили еще два: Тосканский (близкий к Дорическому по строению) и Композитный (состав­ленный из Ионического и Коринфского). Первым, кажется, такое дополнение ввел Витрувий — римский архитектор, инженер, великий теоретик, написавший во 2 половине 1 века до новой эры трактат — «Десять книг об архитектуре». Начиная с Ренессанса, опиравшегося на Витрувианские положения, как аксио­мы, пять ордеров стали ведущими во всех классицистических направлениях.

Как видите, немало различий в прорисовке древнегреческих ордеров. Главное в них — едино: колонны стоят в общем ряду, выдерживая интервал (интерколюмний), что определен соотношением сил между несущей и несомой частями ордеров. Древнегреческие колонные ряды «гудят» от напряжения. Чтобы возникло это ощущение, использовали архитекторы особый прием — курватуру нарочитые отклонения от геометрической прямолинейности — вогнутость и вы­пуклость антаблементов; вспучивание и сужение колонн; скошенность к центру и развал колонных рядов…

Все это превращало работу ордера на фасадной стене в выступление акте­ров на подмостках театральной сцены. С помощью различных соотношений

Таблица 3. Пантеон в Риме
Фасад, детали, план

между несущим и несомым древнегреческие ордера оказывались способными передать бесконечное разнообразие состояний человеческой души: от космогони­ческих до лирических. Здесь на одном полюсе —«титан, держащий небо на плечах». На другом — «девичий хоровод» белоствольных колонн. Свидетельство отождествления колонны с человеком —появление кариатид: женских фигур в хитонах с корзинами-капителями на головах. Интересно, что хитоны —одеяния из двух сшитых кусков ткани, скрепленные на плечах фабулами (застежками), непосредственно соотносились с ордерами. Дорический хитон состоял из множе­ства длинных фалд (мягких складок ткани), подобных колонным каннелюрам. Ионический хитон был более живописен: имел напуск на треть общей высоты «каннелированного» одеяния.

Вглядитесь, смотрит на нас из всех этих очеловечиваний ордера великая взаимосвязь с Космосом тех людей, что жили когда-то под Небом прекрасной Эллады…

Сущность древнегреческих колонных ордеров —
поиск равновесия между взаимодействующими силами:
верхом —низом; тем, что справа, — тем, что слева, значит…

Ордер, в первооснове своей, — гравитационный символ,
в котором запечатлен главный принцип Мироустройства:
«тяжести Неба» соответствует «выносливость Земли».
В этом — вселенская правда древнегреческих храмов.

Пра-природа древнегреческих колонных ордеров —
архитектура из деревянных стоек и балок, значит…

Ордер, в первооснове своей, — рассказ о «Золотом веке»,
полном колонн или — высокоствольных дерев,
в тени которых были так счастливы люди.
В этом — поэтическая правда древнегреческих храмов.

Художественная форма древнегреческих колонных ордеров
одухотворена подобием с человеком, значит…

Ордер, в первооснове своей, — великое двуединство,
где колонны — не то Боги, нисходящие на Землю,
не то люди, восходящие к Небу.
В этом — правда той веры, что дарят людям все те же храмы.

Со временем человек позабыл о том, что все имеющееся — следствие Великих Первоначал. Позабыл, что знал, — утерял, что имел. Уже в эпоху эллинизма появились приметы предстоящего людям испытания. Но, о том, что лишь ощутимо, точнее всех других искусств рассказывает поэзия, например, «Божественная комедия» Данте Алигьери. В архитектуре все идет своим чередом: и созидание, и прозрения, и крушение надежд обрести счастье здесь-сейчас на Земле в сотворенным во благо человека Мироздании.

<— ПРОЛОГ 

Установка вторая —>