Пролог

КЛАССИКА (первоклассный, образцовый) — обозначение определенной эстетической нормы, увиденной в культуре древней Греции.

ВЫСОКАЯ КЛАССИКА — 3-я четверть 5 века до н. э.

(время создания Парфенона Иктином и Калликратом).

КЛАССИЦИЗМ (подражание классике) — обозначение периода в истории художественной культуры, когда формы и темы античного искусства становятся эстетическим эталоном.

КЛАССИЦИЗМ, как определенное направление в развитии художествен­ной культуры, был осознан в XVIII веке. Самую большую роль в понимании значения КЛАССИКИ для культуры Нового времени сыграла работа Винкельмана — «История искусства древности». Ему принадлежат слова, служившие девизом для приверженцев того явления, которое историки называют КЛАССИ­ЦИЗМОМ.

«Единственный для нас способ быть великими,
если возможно, неподражаемыми, это — подражание древним».
Иоганн Иоахим Винкельман. 1764 год

И все же, нельзя ограничивать историю направления, ориентированного на «подражание древним», только КЛАССИЦИЗМОМ. Подобное явление при­надлежит огромному Древу общечеловеческой культуры, а значит, имеет глу­бинные корни, тянущиеся с того самого момента, когда люди начали осознавать, что есть Мир и человечество в нем. Здесь культура Древней Греции не более чем один из перворостков, давших блистательную форму мыслям и чувствам людей, пытавшихся постичь гармонию Мироздания.

Классицистические тенденции явно видны уже в эллинизме (3 — 1 век до н. э.), когда начинают приниматься за некий образец достижения предшествую­щей истории Древней Греции.

В пору Римской империи (по 4 век н.э.) классицистические тенденции приобретают эпохальное значение, что позволяет историкам видеть в культуре Древнего Рима первую копию с классического образца. Судя по архитектуре, это, конечно же, — копия, причем, далекая от оригинала, так как, согласно требованиям своего времени, выполнена она с привнесением нововведений в имперском стиле, чуждом подлинной КЛАССИКЕ.

После Вольфа и Гете стало общепринятым расширение границ классиче­ской культуры до греко-римской античности. Такое понимание позволяет про­тивопоставлять Античность и Средневековье, как два явления, имеющие прин­ципиально различные религиозные доминанты: языческую и христианскую. Од­нако, есть у подобного объединения немало и отрицательных сторон.

Оно вводит в научный обиход химеру (нечто, состоящее из внутренне несовместимых частей), а тем самым заставляет упускать различия между граж­данственностью Древней Греции и имперским духом Древнего Рима. В резуль­тате исчезает движущая сила того внутреннего конфликта, что дал жизнь КЛАССИЦИЗМУ — явлению, духовно как возвышающему, так и уничтожаю­щему человека.

Кроме того, противопоставление Античности и Средневековья позволяет думать, что есть периоды, когда классицистические тенденции прерываются, хотя, напротив, их воздействие очень сильно, особенно, в Восточно-Римской (Византийской) империи. В результате создается впечатление, что в истории духовной, художественной культуры, как и в событийной, воля монарха решает все. Пример — суждения такого рода: КЛАССИЦИЗМ был привнесен в культу­ру России в правление Екатерины Второй Великой. Этого не может быть, хотя бы потому что после крушения Византийской империи в 1453 году именно Москов­ская Русь стала наследницей всех ее традиций, включая классицистическую. И основания у подобной преемственности были особые, даже не в Киевской Руси возникшие: представления о Мироздании русичей-язычников, близкие к тем, что признаны за КЛАССИКУ. Вот так…

КЛАССИКА, искусство Древней Греции, что было и прошло, оставшись в веках, а может быть — в Вечности, эстетическим эталоном европейской культуры.

На классицистической традиции зиждется вся история Европы: Рим, Средневековье, Ренессанс, Барокко и… КЛАССИЦИЗМ, осознавший свои связи с КЛАССИКОЙ.

В различных пространственно-временных ситуациях эта традиция претерпевает столь же различные метаморфозы, возрождается и угасает, в каждом следующем воплощении черпая силы из одного и того же источника — художественной культуры Древней Греции или классики.

Нет научного объяснения, почему КЛАССИКА прорасла в классицисти­ческую традицию. Чаще всего, ссылаются на фантастическое обаяние художест­венных образов Древней Греции. Кажется, более правомерен другой ход мысли…

Человечество творит свой мир, уповая на собственный Разум, и начинают­ся его самые тяжелые проблемы: оборачивание Добра противоположностью — Злом. Библия утверждает: оборачивание — наказание для тех, кому чуждо смирение. Тысячелетия архитектурного опыта, накопленного классицистиче­ской традицией, позволяют уточнить причины трагедии, которой заканчивают­ся все намерения людей действовать, подобно Богам или Богу.

Предпринятая нами попытка осознать сущность петербургского периода в жизни России, немыслимого вне РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ — вне РУС­СКОГО КЛАССИЦИЗМА, ставит перед необходимостью уловить смысл и со­держание тех классицистических установок, что тянутся в Новое время из пространственно-временных далей, где лежит Древняя Греция— «земля обето­ванная» европейской культуры…

КЛАССИКО-КЛАССИЦИСТИЧЕСКОЕ КРЕДО:

1. АРХИТЕКТУРА —
ИСКУССТВО АРХИТЕКТОНИЧЕСКОЕ,
переводящее в образ соотношение тех сил,
что пронизывают архитектурную форму и Мироздание.

2.АРХИТЕКТУРА —
ИСКУССТВО ГАРМОНИЧЕСКОЕ — опирающееся на три со-ответствия:

. со-подчиненность главного и второстепенного,
. со-размеренность целого и частей,
. со-масштабность человека и окружающего его Мира.

3.АРХИТЕКТУРА —
ИСКУССТВО, ПРЕОБРАЗУЮЩЕЕ РЕАЛЬНОСТЬ,
исходя из представлений о совершенстве и Мироздания и Человека.

 

Установка первая —>