Эпилог- 1: Жизнь идеи о «Веке Золотом» — «Детство Золотое»

«ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО». Е. Титова.

Не могу не признаться в том, что, рассмотрев произведения Федора Михайловича Достоевского под небывалым углом зрения, я получила огромное, столь же небывалое, наслаждение…

Вдруг, начали смещаться в пространстве все скорби и раздоры, вызванные «внешними обстоятельствами бытия», все внутренние надрывы и истерики, вызванные нередко тем, что только они и наполняют жизнь типичных для Достоевского героев…

А вместо них начал устремляться в Небо
СВЕТ МЕЧТАНИЙ О «ВЕКЕ ЗОЛОТОМ»
вопреки внешним обстоятельствам,
вопреки внутренней дисгармонии,
вопреки всему, что может помешать СВЕТУ СВЕТИТЬ.

В вашем детстве были такие пшеничные поля — золотые?
Даже если и не было их, всё равно память откуда то поднимала
и золотые колосья, и голубые васильки, и аромат щедрой земли.
И вы бежали от грозы, как дети на картине В. Е. Маковского?

И самое трогательное (до слёз) было для меня то, что Фёдор Михайлович приводил доказательства существования и необходимости «Золотого века». Мы бы и так поверили ему, но нет… Свидетельствами становились ВОСПОМИНАНИЯ «ДЕТСТВА ЗОЛОТОГО», что «выступают всю жизнь как бы светлыми точками из мрака, как бы вырванным уголком из общей картины, которая вся погасла и исчезла, кроме только этого уголочка».

В вашем детстве были золотые леса — не то осенние,
не то насыщенные цветом-светом заходящего солнца?
И вы чувствуете мягкость листвы под ногами,
слышите шепот листвы в тишине. Это — оно говорит с вами. оно…

«О мое милое детство!
Тогда на небе было такое ясное,
такое непетербургское солнце
и так резво, весело бились наши маленькие сердца.
Тогда кругом были поля и леса, а не груда мертвых камней.
Золотое, прекрасное время!»

Вы помните, что в вашем детстве было на самом деле или привиделось?
Меня поджидали тигры рыже-полосатые за углом…
Можно было подняться на крышу и взлететь…
А у вас что в детстве происходило?

«Жизнь сказывалась впервые, таинственно и заманчиво,
и так сладко было знакомиться с нею».

«Тогда за каждым кустом, за каждым деревом
как будто еще кто-то жил, таинственный и неведомый;
сказочный мир сливался с действительным»…

Лесная земляника — живая…
Есть цветочки, радость обещающие;
есть плоды во всей свой ароматной прелести.
Всё сразу — как в сказке. Или в реальности?
Вот они – истоки всего дальнейшего, что так ясно сведены
к ощущению своего единства со всем и вся:
с природой, в которой всё одушевлено и таинственно;
действительным миром и сказочным, воображаемым…
Цветы садовые приходят, радуют глаз своей сказочной красотой
и уходят, чтобы следующего сезона ждать.
«ДЕТСТВО ЗОЛОТОЕ» — несколько иное…

Вывод следует во всей своей неопровержимости…
Ощущение единства со всем и вся — отличительное свойство
восприятия мира людей «Золотого века»,
связь с которым жива в душах детей.

Это ли не доказательство,
что «ЗОЛОТОЙ ВЕК» был, а значит, и будет?!

«ДЕТСТВО ЗОЛОТОЕ» мелькает, как дивное видение.
и становится воспоминанием — вечно живым,
нередко мучительным в своей неуловимости…

Что делать? Слушать, что говорит
о «ЗОЛОТОМ ВЕКЕ — ЗОЛОТОМ ДЕТСТВЕ»
Фёдор Миха́йлович Достое́вский…

В 1846 — 1848 годы он написал два романа —
«Бедные люди» и «Белые ночи» —
о людях из «Золотого века»,
что продолжает бытие в душах людей.
Немногих, но не сдающихся.

1879 — 1880 годы – время создания
последнего романа Достоевского «Братья Карамазовы»,
в котором тема получает свое неожиданное завершение.

В 1881 году (в возрасте 60-ти лет) Фёдор Михайлович умер.
На разработку темы ушла вся творческая жизнь,
длиной в 35 лет. Не мало…

Прежде, чем мы погрузимся во внутренние бездны Ивана Карамазова, позвольте дать слово единственному у Достоевского идеальному человеку — князю Льву Николаевичу Мышкину из романа «Идиот»…

Идеальный — не адекватный с точки зрения реальности — человек хорошо понимает-чувствует детей — тех, в ком жив «ЗОЛОТОЙ ВЕК»…

«Это были дети той деревни, вся ватага, которая в школе училась. Я не то чтоб учил их; о, нет, там для этого был школьный учитель, Жюль Тибо; я, пожалуй, и учил их, но я больше так был с ними, и все мои четыре года так и прошли. Мне ничего другого не надобно было.

Я им всё говорил, ничего от них не утаивал. Их отцы и родственники на меня рассердились все, потому что дети наконец без меня обойтись не могли и всё вокруг меня толпились, а школьный учитель даже стал мне, наконец, первым врагом. И чего они так боялись. Ребенку можно всё говорить, — всё; меня всегда поражала мысль, как плохо знают большие детей, отцы и матери даже своих детей?

От детей ничего не надо утаивать, под предлогом,
что они маленькие и что им рано знать.
Какая грустная и несчастная мысль!
И как хорошо сами дети подмечают,
что отцы считают их слишком маленькими
и ничего не понимающими, тогда как они все понимают.
Большие не знают, что ребенок даже в самом трудном деле
может дать чрезвычайно важный совет».

Ф. М. Достоевский. Роман «Идиот». Князь Мышкин говорит…

«О боже! когда на вас глядит эта хорошенькая птичка, доверчиво и счастливо, вам ведь стыдно её обмануть! Я потому их птичками зову, что лучше птички нет ничего на свете.

Тибо просто мне завидовал; он сначала всё качал головой и дивился, как это дети у меня всё понимают, а у него почти ничего, а потом стал надо мной смеяться, когда я ему сказал, что мы оба их ничему не научим, а они ещё нас научат.

ЧЕРЕЗ ДЕТЕЙ ДУША ЛЕЧИТСЯ…»

Ф. М. Достоевский. Роман «Идиот». Перед самым припадком —
тем мгновением, в которое открываются высшие истины,
князь Мышкин говорит…
«Неужели в самом деле можно быть несчастным?
О, что такое мое горе и моя беда,
если я в силах быть счастливым?Знаете, я не понимаю, как можно проходить мимо дерева
и не быть счастливым, что видишь его?
Говорить с человеком и не быть счастливым,
что любишь его! О, я только не умею высказать…
а сколько вещей на каждом шагу таких прекрасных?
Посмотрите на ребенка, посмотрите на божию зарю,
посмотрите на травку, как она растет,
посмотрите в глаза, которые на вас смотрят и вас любят… «НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НЕСЧАСТЬЯ НА ЗЕМЛЕ, ПОТОМУ ЧТО ВСЕ-ВСЕ МОГУТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМИ…
Отдохнули душой? Тогда потрудимся: сведём в целое образы «ЗОЛОТОГО ВЕКА», ПРИЧИНЫ УТРАТЫ ЕГО и СПОСОБЫ ВОЗВРАЩЕНИЯ. Временной последовательности написания романов придерживаться не будем, лишь степени нагнетания проблемы…

Самый мрачный рассказ с парадоксальным оборачиванием общепринятого представления: «СОН РАЗУМА РОЖДАЕТ ЧУДОВИЩ» (Ф. Гойя «Каприччос»). Здесь: «РАЗУМ, ОБРЕТШИЙ СВОБОДУ ОТ ВСЕГО, СТАНОВИТСЯ СИЛОЙ СМЕРТОНОСНОЙ»…

<—«Сон смешного человека» — гимн детям солнца и плач по ним

Эпилог- 2: Безвинно поруганное детство —>

Leave a Reply