«От Гверчино до Караваджо»: Выставка была — уже её нет

Эрмитаж... В 2013 году в Эрмитаже проходила выставка "ОТ ГВЕРЧИНО ДО КАРАВАДЖО"...
Эрмитаж, где в 2013 году в Эрмитаже проходила выставка
«ОТ ГВЕРЧИНО ДО КАРАВАДЖО».

Выставка итальянцев в Эрмитаже посвящена не только блистательным живописцам XVII века, но и современному искусствоведу — англичанину сэру Денису Маону, который их изучал. Он находил неизвестные картины, покупал за бесценок, доказывал, что это шедевры, а затем дарил музеям Италии и Великобритании.

Санкт-Петербург. Эрмитаж. Гербовый зал. 2013 год. август. Выставка "ОТ ГВЕРЧИНО ДО КАРАВАДЖО".
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Гербовый зал. 2013 год. август.
Выставка «ОТ ГВЕРЧИНО ДО КАРАВАДЖО».

Денис Маон вернул славу Караваджо. Обратил внимание современного зрителя на игру контрастов света и тени и уникальную реалистичность. Эта живопись повлияла на Рубенса, Веласкеса, Рембрандта. Впрочем, зрителей привлекает не только творчество Караваджо, но и его жизнь, которая напоминает приключенческий роман.

Гверчино. "Вознесение Марии" из собрания Государственного Эрмитажа. Многофигурная композиция, многословием затемняющая суть происходящего. Такой вижу работу Гверчино я.
Гверчино. «Вознесение Марии» из собрания Государственного Эрмитажа. Многофигурная композиция, многословием затемняющая суть происходящего. Такой вижу работу Гверчино я.

Так Денис Маон сделал имя яркому представителю болонской школы Гверчино. В Эрмитаже его картина «Вознесение Марии» всегда находилось под потолком, а на выставке стало одним из главных экспонатов.

Гверчино. "Моление о чаше". То - молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду, описанная в Евангелиях. С точки зрения христианских богословов является выражением того, что Иисус имел две воли: Божественную и человеческую.
Гверчино. «Моление о чаше». То — молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду, описанная в Евангелиях. С точки зрения христианских богословов является выражением того, что Иисус имел две воли: Божественную и человеческую.

Автор одного из блогов пишет: » Гверчино просто великолепен и выглядит почти последовательным караваджистом. Да, конечно, он пытается «облагородить» Микеланджело Второго, но это свойственно большинству последователей последнего. А это «облагораживание» несет с собой какую-то мертвенность и закоснелость.»

Согласна…

Гверчино. "Мадонна с Младенцем и птичкой". Чудесно даже на репродукции. Из Вечности вырвано и остановлено мгновение.
Гверчино. «Мадонна с Младенцем и птичкой».
Чудесно даже на репродукции.
Из Вечности вырвано и остановлено мгновение.
Гверчино, Джованни Франческо Барбьери "Abraham Casting Out Hagar and Ishmael".
Гверчино, Джованни Франческо Барбьери
«Abraham Casting Out Hagar and Ishmael».
Аннибале Каррачи. Жены-Мироносицы у Гроба, 1590-е.
Аннибале Каррачи. Жены-Мироносицы у Гроба, 1590-е.

Вообще, Караваджо, конечно, самый мощный из живописцев, представленных на этой выставке. Остальные хороши постольку, поскольку они близки к Караваджо. За исключение братьев Каррачи, конечно. Святые жены с ангелом Аннибале Карраччи, великолепны, но все же это картина другой эпохи и для понимания эволюции искусства в XVII веке она мало что дает.

Гвидо Рени. "Юность Марии" из собрания Государственного Эрмитажа. Какое благолепие в изысканной тональности.
Гвидо Рени. «Юность Марии» из собрания Государственного Эрмитажа. Какое благолепие в изысканной тональности.

Мне эта картина всегда нравилась передачей покоя.
Покоя в сюжете из жизни Богоматери?

Ничего не поделаешь: это видение мира Гвидо Рени.

Гвидо Рени. "Сивилла".
Гвидо Рени. «Сивилла».
Рени, Гвидо:Молитва св. Андрея Корсини.
Рени, Гвидо:Молитва св. Андрея Корсини.
Доменикино. Вознесение Марии Магдалины, ок. 1620
Доменикино. Вознесение Марии Магдалины, ок. 1620

И все же, думаю я, нельзя упускать возможность видеть подлинники. Созерцая их, можно осознать развитие человеческой культуры или духовного мира людей. Можно питать собственную душу контактом с великими произведениями, содержание которых неисчерпаемо.

Ах, Караваджо…

Николя Пуссен. Иисус Навин борется с Амалеком Данное.
Николя Пуссен. Иисус Навин борется с Амалеком Данное.
Караваджо (1573-1610). "Лютнист". Из собрания Государственного Эрмитажа.
Караваджо (1573-1610). «Лютнист».
Из собрания Государственного Эрмитажа.

Рассказывают «Новости культуры»… В названии выставки в Эрмитаже рядом с именами великих Караваджо и Гверчино стоит имя Дениса Маона. Это дань памяти и уважения искусствоведу и собирателю, крупнейшему знатоку искусства XVII столетия сэру Маону. Открывшаяся экспозиция – воплощение замысла самого коллекционера. Он мечтал объединить в одной выставке самые любимые картины и полотна из собственного собрания. В итоге в Петербурге выставлено не так много работ – всего 30. Но каждая – настоящая жемчужина, с собственной историей.

Караваджо. «Юноша с корзиной фруктов». Написана в период раннего творчества: 1593 - 1594..
Караваджо. «Юноша с корзиной фруктов».
Написана в период раннего творчества: 1593 — 1594.

Считают, что это — первый в европейской живописи блистательно выполненный натюрморт на фоне небрежно написанного юноши — размытого. Он просит защиты. Я его от нападок защищаю.

Караваджо. "Иоанн Креститель", ок. 1603-1604. Неужели этот юноша-пастух с тростниковым крестом может быть Предтечей? Неужели столь высокая миссия посильна для человека?..
Караваджо. «Иоанн Креститель», ок. 1603-1604.
Неужели этот юноша-пастух с тростниковым крестом может быть Предтечей? Неужели столь высокая миссия посильна для человека?

Согласно Евангелиям, ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии. Жил в пустыне аскетом, проповедовал крещение покаяния для иудеев, крестил в водах Иордана Иисуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Считается исторической фигурой.

Караваджо. "Жертвоприношение Исаака" (сына Авраама). Ангел - слуга Господень - в последнюю минуту разрешает патриарху заменить сына овцой, достаточной в качестве платы за повиновение. А все вопросы остаются открытыми...
Караваджо. «Жертвоприношение Исаака» (сына Авраама).
Ангел — слуга Господень — в последнюю минуту разрешает патриарху заменить сына овцой, достаточной в качестве платы за повиновение. А все вопросы остаются открытыми.

Оказалось, что между только что увиденным и чуть позднее найденным мало сходства даже при точности цветопередачи. Ушел контакт с произведением высокого художественного смысла, осталось лишь изображение.

Караваджо. "Св. Франциск". 1607 - 1610. Маленький нищий человек, умевший разговаривать со зверями... Подлинник, увиденный мною первый раз, не отпускавший от себя. Уходя, я оглянулась и поняла: мы очень многого не договорили.
Караваджо. «Св. Франциск». 1607 — 1610.
Маленький нищий человек, умевший разговаривать со зверями…
Подлинник, увиденный мною первый раз, не отпускавший от себя.
Уходя, я оглянулась и поняла: мы очень многого не договорили.

«Если не каждый из нас может достаточно следовать в силе восторга, то во всяком случае в двух качествах Святого Франциска каждый должен подражать Ему — в неустанном действии и в неосуждении.

В своем победном неосуждении Святой Франциск выявил величайшую жизненную мудрость, которая к тому же так легко достигается. Каждый труженик, после достаточных испытаний, неизбежно приходит к сознанию, как мертвенно отрицание и осуждение и как творяще и созидательно каждое понимание. Любить — значит прощать. Прощать — значит понять. Понять — значит знать. Знать — значит приблизиться к порогу Мудрости…

Итак, следуя заветам Святого Франциска, заветам, скованным любовью, — творите, творите и творите!»

Н.К. Рерих «Держава Света», «Любовь непобедимая».

Караваджо. "Распятие апостола Петра". 1600.
Караваджо. «Распятие апостола Петра». 1600.
Исследователи творчества Караваджо считают, что левую — основную — часть писал сам художник, правую — кто-то из его мастерской. Согласна с двойной атрибуцией, потому что от левой части картины исходит «душевный ток», на правую смотришь лишь глазами. В выставочном варианте это ощущение очевидно. Здесь — на репродукции — «токи» не исходят.
Караваджо. "Пишущий Святой Иероним". 1605 - 1607. Библия, череп, старец в дарственной кардинальской мантии - все погружено в Вечность...
Караваджо. «Пишущий Святой Иероним». 1605 — 1607.
Библия, череп, старец в дарственной кардинальской мантии — все погружено в Вечность.

В изображен известный библейский сюжет: одухотворенный учёный — святой старец Иероним — корпит над богословскими трудами в своей келье. Заказчиком картины для ватиканской пинакотеки был папский казначей Тиберио Кераси.

Караваджо. "Зубодер". 1609. Жанровая сцена, "восславлющая" невежество и глупость. Лицо врачевателя отталкивающе отвратительно: я могла смотреть лишь на скатерть...
Караваджо. «Зубодер». 1609.
Жанровая сцена, «восславлющая» невежество и глупость. Лицо врачевателя отталкивающе отвратительно: я могла смотреть лишь на скатерть.

Выставка мне понравилась: были на ней открытия, сомнения, переживания, удивление. По возвращении захотелось сделать на память подборку увиденных картин. Оказалось, я провожу над собой эксперимент.

КРАНАХИ В МОСКВЕ — 2016 ГОД —>

Leave a Reply