II — 7: Поиск исхода

Екатерининский канал или «канава» —
«последние лучи заходящего зовущего солнца»,
что по-Достоевскому, обращены к душе человека…

Позвольте начать очередной сюжет по «Преступлению и Наказанию» с другого романа, а последней фразой воспользоваться в качестве эпиграфа. Позднее вы увидите, что стало поводом к подобному «перепрыгиванию». Итак…

Роман «Униженные и оскорбленные» начинается символической картиной вечернего Петербурга: «К вечеру, перед самыми сумерками, проходил я по Вознесенскому проспекту. Я люблю мартовское солнце в Петербурге, особенно закат, разумеется, в ясный, морозный вечер. Вся улица вдруг блеснет, облитая ярким светом. Все дома как будто вдруг засверкают. Серые, желтые и грязно-зеленые цвета их потеряют на миг всю свою угрюмость; как будто на душе прояснеет, как будто вздрогнешь или кто-то подтолкнет тебя локтем. Новый взгляд, новые мысли…

УДИВИТЕЛЬНО, ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ
ОДИН ЛУЧ СОЛНЦА С ДУШОЙ ЧЕЛОВЕКА!»

Петербургские дворы. Композиция Ольги Малеевой.
«Он, однако ж, не то чтоб уж был совсем в беспамятстве во все время болезни: это было лихорадочное состояние, с бредом и полусознанием»

«Многое он потом припомнил. То казалось ему, что около него собирается много народу и хотят его взять и куда-то вынести, очень об нем спорят и ссорятся. То вдруг он один в комнате, все ушли и боятся его, и только изредка чуть-чуть отворяют дверь посмотреть на него, грозят ему, сговариваются об чем-то промеж себя, смеются и дразнят его. Настасью он часто помнил подле себя; различал и еще одного человека, очень будто бы ему знакомого, но кого именно — никак не мог догадаться и тосковал об этом, даже и плакал. Иной раз казалось ему, что он уже с месяц лежит; в другой раз — что все тот же день идет. Но об ТОМ, — об ТОМ он совершенно забыл; зато ежеминутно помнил, что об чем-то забыл, чего нельзя забывать, — терзался, мучился, припоминая, стонал, впадал в бешенство или в ужасный, невыносимый страх. Тогда он порывался с места, хотел бежать, но всегда кто-нибудь его останавливал силой, и он опять впадал в бессилие и беспамятство».

«Кляча полуживая» — образ самоощущения Раскольникова
после того, как он сделала «ВСЕ ЭТО»

Он пришел в себя утром, в десять часов. «В этот час утра, в ясные дни, СОЛНЦЕ ВСЕГДА ДЛИННОЮ ПОЛОСОЙ ПРОХОДИЛО ПО ПРАВОЙ СТЕНЕ ЕГО КАМОРКИ И ОСВЕЩАЛО УГОЛ ПОДЛЕ ДВЕРИ».

Солнце в это время могло светить с Востока, то есть с той «точки света», в которой, по отношению к АДОВУ КВАРТАЛУ, стоял «Спас на Сенной».

Луч Солнца — знак, что душа убийцы еще жива
и может заставить его сделать правильный шаг…

«Раскольников». Худ. П.М. Боклевский. 1880-е.
«Наконец, он совсем пришел в себя»…

Когда вышли все посетители, «он встал, заложил крючком дверь, развязал принесенный давеча Разумихиным узел с платьем и стал одеваться. Странное дело: казалось, он вдруг стал совершенно спокоен; не было ни полоумного бреду, как давеча, ни панического страху, как во все последнее время. Это была первая минута какого-то странного, внезапного спокойствия. Движения его были точны и ясны, в них проглядывало твердое намерение. «СЕГОДНЯ ЖЕ, СЕГОДНЯ ЖЕ!..» — бормотал он про себя. Он понимал, однако, что еще слаб, но сильнейшее душевное напряжение, дошедшее до спокойствия, до неподвижной идеи, придавало ему сил и самоуверенности; он, впрочем, надеялся, что не упадет на улице. Одевшись совсем, во все новое, он взглянул на деньги, присланные матерью, подумал и положил их в карман. Денег было двадцать пять рублей. Взял тоже и все медные пятаки, сдачу с десяти рублей, истраченных Разумихиным на платье. Затем тихо снял крючок, вышел из комнаты, спустился по лестнице…»

Старая фотография Петербурга, на которой виден
«Спас на Сенной», еще живой — еще не снесенный…

«Через минуту он был уже на улице. Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха. Голова его слегка было начала кружиться; какая-то дикая энергия заблистала вдруг в его воспаленных глазах и в его исхудалом бледно-желтом лице. Он не знал, да и не думал о том, куда идти; он знал одно: «ЧТО ВСЕ ЭТО НАДО КОНЧИТЬ СЕГОДНЯ ЖЕ, ЗА ОДИН РАЗ, СЕЙЧАС ЖЕ; ЧТО ДОМОЙ ОН ИНАЧЕ НЕ ВОРОТИТСЯ, ПОТОМУ ЧТО НЕ ХОЧЕТ ТАК ЖИТЬ». Как кончить? Чем кончить? Об этом он не имел и понятия, да и думать не хотел. Он отгонял мысль: мысль терзала его. Он только чувствовал и знал, что надо, чтобы все переменилось, так или этак, «хоть как бы то ни было», повторял он с отчаянною, неподвижною самоуверенностью и решимостью».

Современная фотография. Сенной мост, ведущий на Сенную площадь, есть. «Спаса на Сенной» уже нет…

«По старой привычке, обыкновенным путем своих прежних прогулок, он прямо направился на Сенную. Не доходя Сенной, на мостовой, перед мелочною лавкой, стоял молодой черноволосый шарманщик и вертел какой-то весьма чувствительный романс. Он аккомпанировал стоявшей впереди его на тротуаре девушке, лет пятнадцати, одетой как барышня, в кринолине, в мантильке, в перчатках и в соломенной шляпке с огненного цвета пером; все это было старое и истасканное». Заметили? Возникли первые меты скорого появления Сонечки Мармеладовой.

«Уличным, дребезжащим, но довольно приятным и сильным голосом она выпевала романс, в ожидании двухкопеечника из лавочки. Раскольников приостановился рядом с двумя-тремя слушателями, послушал, вынул пятак и положил в руку девушке. Та вдруг пресекла пение на самой чувствительной и высокой нотке, точно отрезала, резко крикнула шарманщику: «будет!», и оба поплелись дальше, к следующей лавочке».

Сенная площадь. Рисунок А.П. Брюллова.
«Раскольников пошел прямо и вышел к тому углу на Сенной, где торговали мещанин и баба, разговаривавшие тогда с Лизаветой; но теперь их не было. Узнав место, он остановился, огляделся и оборотился к молодому парню в красной рубахе, зевавшему у входа в мучной лабаз.
— Это мещанин ведь торгует тут на углу, с бабой, с женой, а?
— Всякие торгуют, — отвечал парень, свысока обмеривая Раскольникова.
— Как его зовут?
— Как крестили, так и зовут.
— Уж и ты не зарайский ли? Которой губернии?
Парень снова посмотрел на Раскольникова.
— У нас, ваше сиятельство, не губерния, а уезд, а ездил-то брат, а я дома сидел, так и не знаю-с… Уж простите, ваше сиятельство, великодушно».Народ Раскольникова не принимает:
он для них «ваше сиятельство»…
Сенная площадь. Рисунок А.П. Брюллова. Фрагмент,
на котором можно разглядеть толпу. Это тем интереснее,
что Достоевский и Брюллов не только современники,
но и знакомы друг с другом.

«Раскольников перешел через площадь. Там, на углу, стояла густая толпа народа, все мужиков. Он залез в самую густоту, заглядывая в лица. Его почему-то тянуло со всеми заговаривать. Но мужики не обращали внимания на него, и все что-то галдели про себя, сбиваясь кучками. Он постоял, подумал и пошел направо, тротуаром, по направлению к В-му.

В последнее время его даже тянуло шляться
по всем этим местам, когда тошно становилось,
«чтоб еще тошней было».

Можем сделать вывод…
Попытка первая — вернуться к людям,
будто не было ничего, из их числа его исключившего,
не удалась: люди не приняли его.

Коллаж для представления умозрительной идеи Раскольникова.
Прикованный Прометей, с гневом смотрящий в бездну,
в изображении современного художника.

«Где это, — подумал Раскольников, идя далее, — где это я читал, как один приговоренный к смерти, за час до смерти, говорит или думает, что если бы пришлось ему жить где-нибудь на высоте, на скале, и на такой узенькой площадке, чтобы только две ноги можно было поставить, — а кругом будут пропасти, океан, вечный мрак, вечное уединение и вечная буря, — и оставаться так, стоя на аршине пространства, всю жизнь, тысячу лет, вечность, — то лучше так жить, чем сейчас умирать! Только бы жить, жить и жить! Как бы ни жить — только жить!.. Экая правда! Господи, какая правда! Подлец человек! И подлец тот, кто его за это подлецом называет», — прибавил он через минуту».

В воображении приговоренного к смерти возникает героическая, романтическая картина. Буквально, картина Прометеева страдания возникает со всеми необходимыми атрибутами: скала, цепи (как иначе удержаться на узенькой площадке), мятущийся Океан внизу. И вдруг – «подлец». В чем причина снижения образа, похожего на падение с высоты?! Потянем за сравнение с Прометеем, как за ниточку, и попробуем раскрутить клубок противоречий…

Питер Пауль Рубенс. «Прикованный Прометей». 1617.

Прометей – титан: высшее существо, бессмертное.
Неисчерпаемую силу противостояния Злу дает ему
уверенность в Величии деяний, совершаемых во Благо.

Человек приговорен судом к насильственной смерти, как недостойный жизни. Смирись! Нет. В жалкой, звериной жажде жизни человек готов терпеть самую страшную муку: ревущую пустоту, мрак и чисто архитектурную мету самоотречения – «АРШИН ПРОСТРАНСТВА», где человек готов провести всю Вечность! Почему?! «Лучше так жить, чем сейчас умереть!»

Человек сам соглашается на бесчеловечное существование, предпочитая не-жизнь смерти. Не-жизнь без цели, без смысла, без света безнравственна, низка, недостойна человека, становящегося… подлецом по собственной воле, по собственному выбору ему предстоящего даже не пути, а цепляния за жизнь.

Человек слаб. Он – не титан Прометей. Ему не вынести вечную муку. Не-жизнь станет для него лишь более мучительной смертью. Это каждый поймет и пожалеет согласившегося на смирение-самоуничтожение. Если сам не подлец!

Петербургский загородный сад в Новой деревне «Минеральные воды». Владелец увеселительного сада — Излер Иван Иванович.

В ресторане «Хрустальный дворец» Раскольников долго читал газеты. «Дребедень» из обыденного мира старалась придать себе значительности: «Излер – Излер – Ацтеки – Ацтеки – Излер – Бартола – Массимо… фу, черт!»

Газеты сообщали о массовом зрелищно-развлекательном мероприятии, называвшемся «Тысяча и одна ночь из арабских сказок». Праздник длится бесконечно, пока «в заключение не раздастся: «Боже, Царя храни» и публика, встав с своих мест, с открытыми головами слушает народный гимн».

Перед нами миф – только не литературный, а прогосударственный, верноподданнический, изощренно-трюкаческий, фальшиво-патетический, нередкий для газет всех времен. Основа подобного « мифа» – коммерческое предприятие, учитывающее, как ему и положено, конъюнктуру текущего момента. Нет сомнений, превращение в «довольного, счастливого обитателя некогда суровой Ингерманландии» Раскольникову не грозит: он, по природе своей, — бунтарь.

А потому, бежим из реального Петербурга
в город-фантом Достоевского,
где подлинности больше, чем в газетах.

ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО. Вознесенский мост.
«Раскольников прошел прямо на -ский мост, стал на средине,
у перил, облокотился на них обоими локтями и принялся глядеть вдаль. Ему захотелось где-нибудь лечь или сесть на улице»…

Вознесенский мост, уже судя по названию, принадлежит Вознесенскому лучу-проспекту, что зрительно ведет к Надвратной башне Главного Адмиралтейства, фактически — к Исаакиевскому собору: ЧЕРНОМУ ГЕНИЮ ПЕТЕРБУРГА. В подобной ситуации Исаакий наблюдает за убийцей, толкая его на самоубийство. Раскольников так измучен, что ему хочется «лечь или сесть на улице» — умереть, не умирая. Вот тут-то и начинается световая фантасмагория…

ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО. Екатерининский канал.
Вид с Вознесенского моста в пору заката.

«Склонившись над водою, машинально смотрел он на ряд домов, темневших в сгущающихся сумерках, на одно отдаленное окошко, где-то в мансарде, по левой набережной, блиставшее, точно в пламени, от последнего солнечного луча, ударившего в него на мгновение»… «Последний луч закатного, зовущего Солнца» у Достоевского всегда — воспоминание души о ЗОЛОТОМ ВЕКЕ, что был утрачен, но может и вернуться, если…

ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК, ПРОЙДЕТ ЧЕРЕЗ ВСЕ СТРАДАНИЯ
И ВОСКРЕСНЕТ, ОЧИСТИВШИСЬ ОТ ЗЛА,
В ДАННОМ СЛУЧАЕ — ОТ ЗЛОНАМЕРЕННОЙ ИДЕИ.

«Последние лучи заходящего, зовущего солнца»
на Екатерининском канале. В перспективе — Вознесенский мост.

«Он смотрел на темневшую воду канавы и, казалось, со вниманием всматривался в эту воду. Наконец в глазах его завертелись какие-то красные круги, дома заходили, прохожие, экипажи – все это завертелось и заплясало кругом.

Вдруг он вздрогнул, может быть спасенный вновь от обморока одним диким и безобразным видением. Он почувствовал, что кто-то стал подле него, справа, рядом; он взглянул — и увидел женщину, высокую, с платком на голове, с желтым, продолговатым, испитым лицом и с красноватыми впавшими глазами. Она глядела на него прямо, но, очевидно, ничего не видела и никого не различала. Вдруг она облокотилась правою рукой о перила, подняла правую ногу и замахнула ее за решетку, затем левую, и бросилась в канаву. Грязная вода раздалась, поглотила на мгновение жертву, но через минуту утопленница всплыла, и ее тихо понесло вниз по течению, головой и ногами в воде, спиной поверх, со сбившеюся и вспухшею над водой, как подушка, юбкой».

ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО. Вознесенский мост.
Раскольникову стало противно. «Нет, гадко… вода… не стоит, — бормотал он про себя. — Ничего не будет, — прибавил он, — нечего ждать. Что это, контора… Контора в десятом часу отперта…»

Раскольников оборотился спиной к перилам и поглядел кругом себя. «Ну так что ж! И пожалуй!» — проговорил он решительно, двинулся с моста и направился в ту сторону, где была контора. Сердце его было пусто и глухо. Мыслить он не хотел. Даже тоска прошла, ни следа давешней энергии, когда он из дому вышел, с тем, «чтобы все кончить!» Полная апатия заступила ее место.
«Что ж, это исход! — думал он, тихо и вяло идя по набережной канавы. — Все-таки кончу, потому что хочу… Исход ли, однако? А все равно! Аршин пространства будет, — хе! Какой, однако же, конец! Неужели конец? Скажу я им иль не скажу? Э… черт! Да и устал я: где-нибудь лечь или сесть поскорей! Всего стыднее, что очень уж глупо. Да и наплевать на это. Фу, какие глупости в голову приходят…»

Нет, главное не в том, что намерение утопиться глупо,
НАМЕРЕНИЕ УТОПИТЬСЯ НЕ ЭСТЕТИЧНО.
«Ваше сиятельство» по аттестации мужика на Сенной
ПРОТИВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ПОЙТИ НЕ МОЖЕТ.
Таким его воспитали собственная природа и Город.

ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО. «Ноев ковчег» на Екатерининском канале, в четвертом этаже которого жила старуха-процентщица, убиенная…

«В контору надо было идти все прямо и при втором повороте взять влево: она была тут в двух шагах. Но, дойдя до первого поворота, он остановился, подумал, поворотил в переулок и пошел обходом, через две улицы, — может быть, безо всякой цели, а может быть, чтобы хоть минуту еще протянуть и выиграть время. Он шел и смотрел в землю. Вдруг, как будто кто шепнул ему что-то на ухо. Он поднял голову и увидал, что стоит У ТОГО ДОМА, у самых ворот. С ТОГО ВЕЧЕРА он здесь не был и мимо не проходил».

Про подобные ситуации народная мудрость говорит: «нечистый водит». А может быть здесь и сейчас герою так поступить нашептал Исаакий, ведущий над горожанами свой — «черный» — эксперимент?

ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО. Дом старухи-процентщицы…
«Неотразимое и необъяснимое желание повлекло его. Он вошел в дом, прошел всю подворотню, потом в первый вход справа и стал подниматься по знакомой лестнице, в четвертый этаж»

Вот и третий этаж… и четвертый… «Здесь!» Недоумение взяло его: дверь в эту квартиру была отворена настежь, там были люди, слышны были голоса; он этого никак не ожидал. Поколебавшись немного, он поднялся по последним ступенькам и вошел в квартиру.

Ее тоже отделывали заново; в ней были работники; это его как будто поразило. Ему представлялось почему-то, что он все встретит точно так же, как оставил тогда, даже, может быть трупы на тех же местах на полу. А теперь: голые стены, никакой мебели; странно как-то! Он прошел к окну и сел на подоконник.

ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО. Дом старухи-процентщицы.
«Схватив за плечо Раскольникова, дворник бросил его на улицу.
Тот кувыркнулся было, но не упал, выправился,
молча посмотрел на всех зрителей и пошел далее».

— Вам чего-с? — спросил вдруг старший работник, обращаясь к нему. Вместо ответа Раскольников встал, вышел в сени, взялся за колокольчик и дернул. Тот же колокольчик, тот же жестяной звук! Он дернул второй, третий раз; он вслушивался и припоминал. Прежнее, мучительно-страшное, безобразное ощущение начинало все ярче и живее припоминаться ему, он вздрагивал с каждым ударом, и ему все приятнее и приятнее становилось.

— Да что ты за человек? — крикнул в беспокойстве работник.
— Да чего с ним толковать, — крикнул другой дворник, огромный мужик, в армяке на распашку и с ключами за поясом. — Пшол!.. И впрямь выжига… Пшол!

— Чуден человек, — проговорил работник.
— Чуден нынче стал народ, — сказала баба.

ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО. Каменная мостовая,
по которой идет человек, обреченный умереть,
не дождавшись ни от кого «последнего слова»…

«Так идти, что ли, или нет», думал Раскольников, остановясь посреди мостовой на перекрестке и осматриваясь кругом, как будто ожидая от кого-то последнего слова. Но ничто не отозвалось ниоткуда; все было глухо и мертво, как камни, по которым он ступал, для него мертво, для него одного»…

Если, действительно, Раскольникова водили по Городу какие-то «черные силы», нашептывая, что нужно делать, остаться в глухой тишине как попасть в запредельщину, где нет ничего — ни одного живого звука, кричи — не кричи ничто не отзовется…

ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО…
«Вдруг, далеко, шагов за двести от него, в конце улицы, в сгущавшейся темноте, различил Раскольников толпу, говор, крики… Среди толпы стоял какой-то экипаж»…

«Раскольников поворотил вправо и пошел на толпу. Он точно цеплялся за все и холодно усмехнулся, подумав это, потому что уж наверно решил про контору и твердо знал, что сейчас все кончится. Посреди улицы стояла коляска, щегольская и барская, запряженная парой горячих серый лошадей; седоков не было, и сам кучер, слезши с козел, стоял подле; лошадей держали под уздцы. Кругом теснилось множество народу, впереди всех полицейские.

Раскольников протеснился, по возможности, и увидал наконец предмет всей этой суеты и любопытства. На земле лежал только что раздавленный лошадьми человек, без чувств по-видимому, очень худо одетый, но в «благородном» платье, весь в крови. Видно было, что раздавили не на шутку».

ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО. Въездная арка, что, вполне возможно, вела в «угол», где жило семейство Мармеладовых…

— Я его знаю, знаю! — закричал Раскольников, протискиваясь совсем вперед, — это чиновник, отставной, титулярный советник, Мармеладов! Он здесь живет, подле, в доме Козеля… Доктора поскорее! Я заплачу, вот! — Он вытащил из кармана деньги и показывал полицейскому. Он был в удивительном волнении.

Полицейские были довольны, что узнали, кто раздавленный. Раскольников назвал и себя, дал свой адрес и всеми силами, как будто дело шло о родном отце, уговаривал перенести поскорее бесчувственного Мармеладова в его квартиру». Мармеладова перенесли, позвали Соню….

«Соня». Худ. Д. А. Шмаринов . «Из толпы, неслышно и робко, протеснилась девушка, и странно было её внезапное появление в этой комнате, среди нищеты, лохмотьев, смерти и отчаяния».

«Она была тоже в лохмотьях; наряд её был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своём особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью. Соня остановилась в сенях у самого порога, но не переходила за порог и глядела как потерянная, не сознавая, казалось, ничего, забыв и о своём перекупленном из четвертых рук, шелковом, неприличном здесь, цветном платье с длиннейшим и смешным хвостом, и необъятном кринолине, загородившем всю дверь, и о светлых ботинках, и об омбрельке, ненужной ночью, но которую она взяла с собой, и о смешной соломенной круглой шляпке с ярким огненного цвета пером. Из-под этой надетой мальчишески набекрень шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами. Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами».

Уходя, Раскольников оставил на окне деньги,
сказал свое имя, дал адрес и обещался
завтра же непременно зайти».

ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО.
«Он сходил по лестнице тихо, не торопясь, весь в лихорадке и, не сознавая, того, полный одного, нового, необъятного ощущения ВДРУГ ПРИХЛЫНУВШЕЙ ПОЛНОЙ И МОГУЧЕЙ ЖИЗНИ»…

«Это ощущение могло походить на ощущение приговоренного к смертной казни, которому вдруг и неожиданно объявляют прощение. На половине лестницы нагнал его возвращавшийся домой священник; Раскольников молча пропустил его вперед, разменявшись с ним безмолвным поклоном. Но уже сходя последние ступени, он услышал вдруг поспешные шаги за собою. Кто-то догонял его. Это была Поленька; она бежала за ним и звала его: «Послушайте! Послушайте!»

— Полечка, меня зовут Родион; помолитесь когда-нибудь и обо мне: » и раба Родиона» — больше ничего.
— Всю мою будущую жизнь буду об вас молиться, — горячо проговорила девочка и вдруг опять засмеялась, бросилась к нему и крепко опять обняла его».

Исаакий — ЧЕРНЫЙ ГЕНИЙ ГОРОДА…
«Был час одиннадцатый, когда он вышел на улицу. Через пять минут он стоял на мосту ровно на том самом месте, с которого давеча бросилась женщина»…

«Довольно! — произнес он решительно и торжественно, — прочь миражи, прочь напускные страхи, прочь привидения!.. Есть жизнь! Разве я сейчас не жил? Не умерла еще моя жизнь вместе с старою старухой! Царство ей небесно и — довольно, матушка, пора на покой! ЦАРСТВО РАССУДКА И СВЕТА ТЕПЕРЬ и… и ВОЛИ, и СИЛЫ… и посмотрим теперь! Померяемся теперь! — прибавил он заносчиво, как бы обращаясь к какой-то ТЕМНОЙ СИЛЕ и вызывая ее. — А ведь я уже соглашался жить на аршине пространства!»

Вечное противостояние величественного «Утеса в Океане»
и жалких трущоб для обездоленных людей…

«Гордость и самоуверенность нарастали в нем каждую минуту; уже в следующую минуту это становился не тот человек, что был в предыдущую. Что же, однако, случилось такого особенного, что так перевернуло его? Да он и сам не знал; ему, как хватавшемуся за соломинку, вдруг показалось, что и ему «можно жить, что есть еще жизнь, что не умерла его жизнь вместе с старою старухой». Может быть, он слишком поспешил заключением, но он об этом не думал.

«А раба-то Родиона попросил, однако, помянуть, — мелькнуло вдруг в его голове, — ну да это… на всякий случай!» — прибавил он, и сам тут же засмеялся над своею мальчишескою выходкой. Он был в превосходнейшем расположении духа»…

КАКОВ ИСТОЧНИК ПОДОБНОГО ОЩУЩЕНИЯ?
ВОЗМОЖНОСТЬ ПОМОЧЬ БЛИЖНЕМУ СВОЕМУ.

Имперские координаты Санкт-Петербурга или образ
той ЧЕРНОЙ СИЛЫ В ПРЕКРАСНОЙ ОБОЛОЧКЕ,
с которой решил «померяться» человек из АДОВА КВАРТАЛА, обреченный жить НА АРШИНЕ ПРОСТРАНСТВА…

<—II — 6: Очная ставка с Исаакием

II — 8: Права «обыкновенных» и «необыкновенных людей» —>

 

Leave a Reply