II — 5: Шествие на казнь

Старуха-процентщица, согласно «безобразной мечте», – не человек, она – «мерзкая паучиха», «гадкая вошь», что из «остальных кровь сосёт»…

Понимание, что убить человека равнозначно тому, что преступить в самом себе нечто человеческое, придет к Раскольникову после искупления совершенного зла и возрождения. До этого ещё далеко.

Сейчас «убивец» идет на самоубиение,
и это равноценно ШЕСТВИЮ НА КАЗНЬ…
По собственной воле на такое «предприятие» не идут.
Значит, действует чьё-то тайное наущение?
Как узнать?! О, как узнать?..

В тот, решительный, день он спал до двух часов, потом грезил о «Золотом веке», что объединился с образом трёх пальм в Африке, погубленными отдохнувшими в их тени путниками. Ассоциация с балладой М. Ю. Лермонтова — «Три пальмы» очевидна…

«Ему все грезилось, и всё странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему, что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе. Караван отдыхает, смирно лежат верблюды; кругом пальмы растут целым кругом; все обедают. Он же все пьет воду, прямо из ручья, который тут же, у бока, течет и журчит. И прохладно так, и чудесная-чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блестками песку»…

Как возникли образы «Трех пальм»? Смотрите…
ПАРАДНЫЙ ПЕТЕРБУРГ. Марсово поле, слева — река Фонтанка, Летний сад, вдали — Михайловский замок и Михайловский сад с Михайловским дворцом, внизу — выезд на Троицкий мост.

Лермонтов написал философскую балладу в 1838 году. В том же году 17-летний Федор Достоевский поступил в Инженерное училище, размещённое в Михайловском замке, и со всей юношеской страстью начал постигать тайны Северной столицы. То и другое не могло происходить без воздействия Петербургской апокалиптики, закрепленной в именах Прекрасного града: «ПАРАДИЗ НА НЕВЕ» и… «СЕВЕРНАЯ ПАЛЬМИРА», застывшая не то в песках, не то в снегах «ПЕТЕРБУРГСКОЙ САХАРЫ» с вестью о предстоящей трагедии.

Первым стали именовать «Сахарой» Марсово поле, что в XIX веке превратилось из болота в пыльный плац, на котором устраивались парады и учения царских войск. За ним потянулись и остальные огромные площади Северной столицы.

В русской литературе с конца XVIII века «СЕВЕРНОЙ ПАЛЬМИРОЙ»
стали называть Санкт-Петербург, который сравнивали по богатству
и красоте с древним городом в Аравийской пустыне.
Несмотря на высокие намерения своего Основателя, не стал Петербург «ПАРАДИЗОМ НА НЕВЕ», обернулся по воле Властителей — своей судьбы Устроителей — ИМПЕРСКИМ ГРАДОМ, направленным на подчинение, свободной личности уничтожение, множество вопросов породив — страшных, мучительных…
ПАРАДНЫЙ ПЕТЕРБУРГ. Исаакиевский собор —
«ЕГИПЕТСКИЙ КОЛОСС»: самый монументальный объект «СЕВЕРНОЙ ПАЛЬМИРЫ» в «ПЕТЕРБУРГСКОЙ САХАРЕ».

«Вид этой постройки столь величественен, что… воображение переносится к колоссальным пирамидам, которыми так гордился Египет» — утверждает в середине XIX века редактор-издатель «Северной пчелы» Ф. Булгарин, остальные верят.

На вопросы в Петербурге однозначно жесткие ответы
дает «ЕГИПЕТСКИЙ КОЛОСС» — Исаак-великан…

Для него люди — Ничто: пена морская, что бьётся об утёс,
пытаясь умилостивить его своими страданиями… Для него люди — песок в пустыне, неисчислимый… Если так, напрасно всё: и человеческая жизнь — Ничто, и она — призрак пустой, тень теней в Пустоте-Пустыне…

ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО. Двор-колодец в доходном доме —
образная модель «АДОВА КВАРТАЛА», в котором влачат
жалкое существование люди, столь же жалкие по статусу своему.

Вглядитесь в образную модель: «АДОВ КВАРТАЛ» —
та же ЕГИПЕТСКАЯ ПИРАМИДА, всех отверженных
в себя вобравшая, предоставив «аршин пространства»
на её дне в полной безысходной темноте…

Что делать? Возвращаемся к тексту романа и включаемся в ШЕСТВИЕ НА КАЗНЬ. Будем убивать старуху-процентщицу, а заодно и себя… Убивать безвольно, бессмысленно, будто по навету каких-то сил… Страшных? Безразличных к нам…

«Вдруг он ясно услышал, что бьют часы. Он вздрогнул, очнулся, приподнял голову, посмотрел в окно, сообразил время и вдруг вскочил, совершенно опомнившись, как будто кто его сорвал с дивана. Шесть часов било»…

Дико и чудно показалось ему, что он мог проспать в таком забытьи со вчерашнего дня и ничего еще не сделал, ничего не приготовил… И необыкновенная лихорадочная и какая-то растерявшаяся суета охватила его вдруг, вместо сна и отупения. Приготовлений, впрочем, было немного. Он напрягал все усилия, чтобы все сообразить и ничего не забыть; а сердце все билось, стукало так, что ему дышать стало тяжело. Во-первых, надо было петлю сделать и к пальто пришить: петля назначалась для топора. Нельзя же было по улице нести топор в руках. Теперь же, с петлей, стоит только вложить в нее лезвие топора, и он будет висеть спокойно, подмышкой изнутри, всю дорогу. Запустив же руку в боковой карман пальто, он мог и конец топорной ручки придерживать, чтоб она не болталась, так как пальто было очень широкое, настоящий мешок.

Покончив с этим, он просунул пальцы в маленькую щель, между его «турецким» диваном и полом, пошарил около левого угла и вытащил давно уже приготовленный и спрятанный там заклад. Этот заклад был, впрочем, вовсе не заклад, а просто деревянная, гладко обструганная дощечка, величиной и толщиной не более, как могла бы быть серебряная папиросочница.

«На цыпочках подошел он к двери, приотворил ее тихонько и стал прислушиваться вниз на лестницу. Сердце его страшно билось. Но на лестнице было все тихо, точно все спали»…

«Он бросился к двери, прислушался, схватил шляпу и стал сходить вниз свои тринадцать ступеней, осторожно, неслышно, как кошка. Предстояло самое важное дело — украсть из кухни топор»…

Не удалось: в кухне была кухарка Настасья.

«Он остановился в раздумье под воротами. Идти на улицу,
так, для виду, гулять, ему было противно; воротиться домой —
еще противнее. «И какой случай навсегда потерял!» — пробормотал он, бесцельно стоя под воротами…

«Вдруг он вздрогнул. Из каморки дворника, бывшей от него в двух шагах, из-под лавки направо что-то блеснуло ему в глаза… Он осмотрелся кругом — никого. На цыпочках подошел он к дворницкой, сошел вниз по двум ступенькам и слабым голосом окликнул дворника. «Так и есть, нет дома! Где-нибудь близко, впрочем, на дворе, потому что дверь отперта настежь». Он бросился стремглав на топор (это был топор) и вытащил его из-под лавки, где он лежал между двумя поленами; тут же, не выходя, прикрепил его к петле, обе руки засунул в карманы и вышел из дворницкой; никто не заметил! «Не рассудок, так бес!» — подумал он, странно усмехаясь. Этот случай ободрил его чрезвычайно».

«Он шел дорогой тихо и степенно, не торопясь,
чтобы не подать каких подозрений».

«Мало глядел он на прохожих, даже старался совсем не глядеть на лица и быть как можно неприметнее. Тут вспомнилась ему его шляпа. «Боже мой! И деньги были третьего дня, и не мог переменить на фуражку!» Проклятие вырвалось из души его.

Заглянув случайно, одним глазом, в лавочку, он увидел, что там, на стенных часах, уже десять минут восьмого. Надо было и торопиться и в то же время сделать крюк: подойти к дому в обход, с другой стороны»…

Санкт-Петербург. Садовая улица. Ограда Юсуповского сада.
«Прежде, когда случалось ему представлять всё это в воображении, он иногда думал, что очень будет бояться. Но он не очень теперь боялся, даже не боялся совсем».

«Занимали его в это мгновение даже какие-то посторонние мысли, только всё ненадолго. Проходя мимо Юсупова сада, он даже очень было занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях».

Санкт-Петербург. Юсуповский сад и дворец. Арх. Д. Кваренги.

«Мало-помалу он перешел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь. Тут заинтересовало его вдруг: почему именно, во всех больших городах, человек не то что по одной необходимости, но как-то особенно наклонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость. Тут ему вспомнились его собственные прогулки по Сенной, и он на минуту очнулся. «Что за вздор, – подумал он. – Нет, лучше совсем ничего не думать!»

«Так, верно, те, которых ВЕДУТ НА КАЗНЬ, прилепливаются мыслями ко всем предметам, которые им встречаются на дороге», — мелькнуло у него в голове, но только мелькнуло как молния; он сам поскорей погасил эту мысль»…

«Но вот уже и близко, вот и дом, вот и ворота. Где-то вдруг часы пробили один удар. «Что это, неужели половина восьмого? Быть не может, верно, бегут!»
«На счастье его, в воротах опять прошло благополучно. Мало того, даже, как нарочно, в это самое мгновение только что перед ним въехал в ворота огромный воз сена, совершенно заслонявший его все время, как он проходил подворотню, и чуть только воз успел выехать из ворот во двор, он мигом проскользнул направо. Там, по ту сторону воза, слышно было, кричали и спорили несколько голосов, но его никто не заметил и навстречу никто не попался. Много окон, выходивших на этот огромный квадратный двор, было отперто в эту минуту, но он не поднял головы — силы не было Лестница к старухе была близко, сейчас из ворот направо. Он уже был на лестнице»…
Он уже был на лестнице…

«Переводя дух и прижав рукой стукавшее сердце, тут же нащупав и оправив еще раз топор, он стал осторожно и тихо подниматься на лестницу, поминутно прислушиваясь. Но и лестница на ту пору стояла совсем пустая; все двери были заперты; никого-то не встретилось. Во втором этаже одна пустая квартира была, правда, растворена настежь, и в ней работали маляры, но те и не поглядели. Он постоял, подумал и пошел дальше. «Конечно, было бы лучше, если б их здесь совсем не было, но… над ними еще два этажа».

Четвертый этаж…
«Он задыхался. На одно мгновение пронеслась в уме его мысль:
«Не уйти ли?» Но он не дал себе ответа и стал прислушиваться в старухину квартиру: мертвая тишина»…

«Потом еще раз прислушался вниз на лестницу, слушал долго, внимательно… Затем огляделся в последний раз, подобрался, оправился и еще раз попробовал в петле топор. «Не бледен ли я… очень? — думалось ему, — не в особенном ли я волнении? Она недоверчива… Не подождать ли еще… пока сердце перестанет?..»
Но сердце не переставало. Напротив, как нарочно, стучало сильней, сильней, сильней… Он не выдержал, медленно протянул руку к колокольчику и позвонил. Через полминуты еще раз позвонил, погромче».

Дверь в квартиру старухи-процентщицы.
«Нет ответа. Звонить зря было нечего, да ему и не к фигуре. Старуха, разумеется, была дома, но она подозрительна и одна. Он отчасти знал ее привычки… и еще раз плотно приложил ухо к двери».

Чувства ли его были так изощрены (что вообще трудно предположить), или действительно было очень слышно, но вдруг он различил как бы осторожный шорох рукой у замочной ручки и как бы шелест платья о самую дверь. Кто-то неприметно стоял у самого замка и точно так же, как он здесь, снаружи, прислушивался, притаясь изнутри и, кажется, тоже приложа ухо к двери…

Он нарочно пошевелился и что-то погромче пробормотал, чтоб и виду не подать, что прячется; потом позвонил в третий раз, но тихо, солидно и без всякого нетерпения. Вспоминая об этом после, ярко, ясно, — эта минута отчеканилась в нем навеки, — он понять не мог, откуда он взял столько хитрости, тем более что ум его как бы померкал мгновениями, а тела своего он почти и не чувствовал на себе… Мгновение спустя послышалось, что снимают запор».

«Дверь, как и тогда, отворилась на крошечную щелочку, и опять два вострые и недоверчивые взгляда уставились на него из темноты. Тут Раскольников потерялся и сделал было важную ошибку»…

«Опасаясь, что старуха испугается того, что они одни, и не надеясь, что вид его ее разуверит, он взялся за дверь и потянул ее к себе, чтобы старуха как-нибудь не вздумала опять запереться. Увидя это, она не рванула дверь к себе обратно, но не выпустила и ручку замка, так что он чуть не вытащил ее, вместе с дверью, на лестницу. Видя же, что она стоит в дверях поперек и не дает ему пройти, он пошел прямо на нее. Та отскочила в испуге, хотела было что-то сказать, но как будто не смогла и смотрела на него во все глаза.

— Здравствуйте, Алена Ивановна, — начал он как можно развязнее, но голос не послушался его, прервался и задрожал, — я вам… вещь принес… да вот лучше пойдемте сюда… к свету… — И, бросив ее, он прямо, без приглашения, прошел в комнату. Старуха побежала за ним; язык ее развязался.

— Господи! Да чего вам?.. Кто такой? Что вам угодно?
— Помилуйте, Алена Ивановна… знакомый ваш… Раскольников… вот, заклад принес, что обещался намедни… — И он протягивал ей заклад».

— Да что вы так смотрите, точно не узнали? — проговорил он вдруг тоже со злобой. — Хотите берите, а нет — я к другим пойду, мне некогда. Он и не думал это сказать, а так, само вдруг выговорилось.

«Старуха взглянула было на заклад, но тотчас же уставилась глазами прямо в глаза незваному гостю. Она смотрела внимательно, злобно и недоверчиво. Прошло с минуту; ему показалось даже в ее глазах что-то вроде насмешки, как будто она уже обо всем догадалась. Он чувствовал, что теряется, что ему почти страшно, до того страшно, что кажется, смотри она так, не говори ни слова еще с полминуты, то он бы убежал от нее.

Стараясь развязать снурок и оборотясь к окну, к свету, она на несколько секунд совсем его оставила и стала к нему задом. Он расстегнул пальто и высвободил топор из петли, но еще не вынул совсем, а только придерживал правою рукой под одеждой. Руки его были ужасно слабы; самому ему слышалось, как они, с каждым мгновением, все более немели и деревенели. Он боялся, что выпустит и уронит топор… вдруг голова его как бы закружилась.

Ни одного мига нельзя было терять более. Он вынул топор совсем, взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя, и почти без усилия, почти машинально, опустил на голову обухом. Силы его тут как бы не было. Но как только он раз опустил топор, тут и родилась в нем сила».

«Раскольников в спальне старухи». Шмаринов Д. А.
«Он положил топор на пол, подле мертвой, и тотчас же полез ей в карман, стараясь не замараться текущею кровию. Он был в полном уме, затмений и головокружений уже не было, но руки дрожали

«Странное дело: только что он начал прилаживать ключи к комоду, только что услышал их звякание, как будто судорога прошла по нем. Ему вдруг опять захотелось бросить все и уйти. Но это было только мгновение; уходить было поздно.

Вдруг послышалось, что в комнате, где была старуха, ходят. Среди комнаты стояла Лизавета – «тихая, кроткая, безответная, на всё согласная». Удар пришелся ей прямо по черепу.

Он стоял, смотрел и не верил глазам своим: дверь, наружная дверь, из прихожей на лестницу, та самая, в которую он давеча звонил и вошел, стояла отпертая, даже на целую ладонь приотворенная: ни замка, ни запора, все время, во все это время! Старуха не заперла за ним, может быть, из осторожности. Он кинулся к дверям и наложил запор».

Раскольников в городе. Худ. Д. Шмаринов.
«Ни под каким видом не смел он прибавить шагу, хотя до первого поворота шагов сто оставалось. «Не скользнуть ли разве в подворотню какую-нибудь? Нет, беда! А не забросить ли куда топор?»

«Наконец, вот и переулок; он поворотил в него полумертвый; тут он был уже наполовину спасен и понимал это: меньше подозрений, к тому же тут сильно народ сновал, и он стирался в нем, как песчинка. Но все эти мучения до того его обессилили, что он едва двигался. Пот шел из него каплями; шея была вся смочена. «Ишь нарезался!» — крикнул кто-то ему, когда он вышел на канаву.

Он плохо теперь помнил себя; чем дальше, тем хуже. Он помнил, однако, как вдруг, выйдя на канаву, испугался, что мало народу и что тут приметнее, и хотел было поворотить назад в переулок. Несмотря на то, что чуть не падал, он все-таки сделал крюку и пришел домой с другой совсем стороны».

Возвращение Раскольникова. Худ. Д. Шмаринов.
«Не в полной памяти прошел он и в ворота своего дома; уже прошел на лестницу и тогда только вспомнил о топоре. А между тем предстояла очень важная задача: положить его обратно и как можно незаметнее

«Конечно, он уже не в силах был сообразить, что, может быть, гораздо лучше было бы ему совсем не класть топора на прежнее место, а подбросить его, хотя потом, куда-нибудь на чужой двор. Но все обошлось благополучно.

Никого, ни единой души, не встретил он потом до самой своей комнаты; хозяйкина дверь была заперта. Войдя к себе, он бросился на диван, так, как был. Он не спал, но был в забытьи. Если бы кто вошел тогда в его комнату, он бы тотчас же вскочил и закричал. Клочки и отрывки каких-то мыслей так и кишели в его голове; но он ни одной не мог схватить, ни на одной не мог остановиться, несмотря даже на усилия»…

Каморка Раскольникова, Залитая лучами Солнца…

«Проснулся в третьем часу следующего дня… В первое мгновение думал, что с ума сойдет. Потом начал уничтожать следы…

В эту минуту луч солнца осветил его левый сапог:
на носке, который выглядывал из сапога,
как будто показались знаки.
Он сбросил сапог: «действительно знаки!
Весь кончик носка пропитан кровью».
Красное пятно утверждало: чего быть не должно,
то свершилось во всей непостижимой действительности.

Екатерининский канал в ночи…

Свершившемуся нет объяснения, нет оправдания.
Нет ничего, что смягчило бы вину и боль, потому что никому, даже «убивцу», не дано было знать, что подлинно виновный во всем произошедшем прячется в тени улиц-тупиков черного «АДОВА КВАРТАЛА», растворяется в дымке прекрасных петербургских панорам, тонет отражениями в водах Невы, рек и каналов, будто его и нет вовсе, есть лишь Свет и Тень.

Исаакиевский собор в ночи, плывущий над Петербургом…
Момент настал необходимо предъявить прямые свидетельства виновности Прекрасного града, а потом, если удастся, разглядеть и цели, заставлявшие Город проводить столь жестокий эксперимент.

<—II — 4: Бегство на Острова и плач о кляче убиенной

II — 6: Очная ставка с Исаакием—>

Leave a Reply