Б VII — 4: Херренкимзее: «Источник Латоны» в исповедальной красе

Земново́дные, или амфи́бии — класс позвоночных четвероногих животных, в числе прочих включающий тритонов, саламандр, лягушек и червяг — всего более 6700 (по другим данным — около 5000) современных видов…

Вам нравятся амфибии? Как они могут нравиться, когда их не счесть, и есть среди них виды весьма не привлекательные. Во всяком случае, древнегреческий миф утверждает, что для человека превратиться в лягушку — высшее наказание, которое можно получить, совершив лишь нечто ужасное — бесчеловечное.

О мифе этом напоминает, например, фонтан «Источник Латоны», что установлен в Версале и повторен в Херренкимзее…

Версальский парк. Фонтан «ИСТОЧНИК ЛАТОНЫ».
Автор — архитектор Андре Ленотр. 1670 год.
Фонтан имеет четыре уровня. На вершине пирамиды — Латона с детьми.
Ниже — три уровня с лягушками. В самом низу — черепахи.

На вершине многоступенчатой пирамиды — стенающая Латона с детишками. На трех средних уровнях — лягушки, что-то кричащие своими противными голосами. Среди них (на третьем уровне) — человеческие фигуры с признаками незавершённого ещё перерождения в амфибий. Черепахи внизу — не лягушки, и не устремляются они к центру, а разбегаются в противоположном направлении. В чём смысл разыгравшейся свары?

Версальский парк. Фонтан «ИСТОЧНИК ЛАТОНЫ». Андре Ленотр. 1670.
В строго определенное время включаются мощные водные струи,
что заглушают безобразный лягушачий хор.
Фигуры на подиуме позолочены. Латона и ее дети — беломраморные.

Кому могла прийти идея украсить Версальский парк подобным фонтаном? Заказчику всех красот Людовику XIV — «Королю-Солнцу»? Так его называли верноподданные, отождествляя с Аполлоном — сыном Латоны, в детстве претерпевшем какие-то страдания, трудно выносимые. Вполне возможно, хотя…

Для великого архитектора-паркостроителя Андре Ленотра подобные отождествления вряд ли были столь значимы. Он мыслил космогонически, утверждая в своих произведениях Высшее, Гармоническое Единство, или Союз Неба (Богов), Земли (людей) и Вод (Времени). Если так, открывается иная картина, может быть, такая…..

Черепахи — держатели Земной тверди,
в ужасе вопя, разбегаются: нарушен Принцип…
Нарушен Принцип Гармонического Мироустройства!

Не волнуйтесь! Через мгновение примчится Аполлон
и с произошедшим разберется, восстановив Порядок.
Проверяем Идею, всё разглядывая в деталях,
правда, уже на фонтане, установленном в Херренкимзее,
что не отличим от Версальского…

Херренкимзее. Регулярный парк. Фонтан «ИСТОЧНИК ЛАТОНЫ».
Фигуры на подиуме раньше тоже были позолочены.
Копия версальского фонтана выполнена Иоганном Непомуком Гауттманном в 1883 году,

Убедились в сходстве структуры и декорировки двух Фонтанов? 1670 год — рождение Версальского фонтана в апофеоз Французского абсолютизма. 1883 год — воспроизведение его в Херренкимзее, через 200 с лишним лет, когда о восстановлении Абсолютной монархии грезит лишь бездействующий на политической сцене Людвиг II Баварский.

Несомненно, в Фонтане речь идет об утверждении
каких-то Мироустроительных принципов. Каких?..

Херренкимзее. Регулярный парк. Фонтан «ИСТОЧНИК ЛАТОНЫ».
Автор копии Иоганн Непомук Гауттманн. 1883 год.

Чтобы понять, что за война стала сюжетом фонтана, нужно прочесть фрагмент весьма занимательного сочинения…
Публий Овидий Назон. Любовные элегии.
Метаморфозы. Скорбные элегии
Перевод с латинского С.В.Шервинского
М., Художественная литература, 1983
Книга шестая. Ликийцы (313-381).

Сохраняя ваше время, сама разыщу этот фрагмент…

Херренкимзее. Регулярный парк. Фонтан «ИСТОЧНИК ЛАТОНЫ».
Автор копии Иоганн Непомук Гауттманн. 1883 год.

Отдыхая после праведных трудов, мужчины о былом вспоминают в связи с настоящим. Например, о гневе возлюбленной Юпитера — Латоне, разрешившейся двойней (Аполлоном и Артемидой) и преследуемой Юноной — законной женой Юпитера…

Молвил один: «Полей плодородных ликийских насельцы
Тоже, Латону презрев, не остались когда-то без кары.
Мало известно о том, — они были незнатные люди, —
Но удивительно все ж. Я озеро видел и место,
Чудом известное тем. Меня мой отец престарелый, —
Сам уж ходить он не мог, — послал отвести туда стадо
Лучших отборных коров, в провожатые дав мне ликийца,
Местного жителя. С ним выбираем мы пастбище вместе;
Видим меж тем: посреди озерка, почерневший от угля
Жертв, выступает алтарь, тростником окруженный
дрожащим, Стал и шепотом: «Будь ко мне благосклонна!» —
промолвил мой провожатый,
и я: «Будь ко мне благосклонна!» — промолвил.

Херренкимзее. Регулярный парк. Фонтан «ИСТОЧНИК ЛАТОНЫ».
Автор копии Иоганн Непомук Гауттманн. 1883 год.

Спрашивал я между тем, чей жертвенник — Фавна, наяд ли,
Местного ль бога, — и вот что тамошний передал житель:
«Юноша, этот алтарь — не горного бога обитель.
Жертвенник той посвящен, которой царица супруга
Все заказала моря; лишь Делос блуждающий принял
Странницу, — в те времена плавал он, остров подвижный,
Там-то Латона легла под Палладиным древом и пальмой
И породила на свет неугодную мачехе двойню.
И побежала опять от Юноны родильница, молвят,
К груди прижавши, детей — бессмертных чету! — уносила.

Херренкимзее. Регулярный парк. Фонтан «ИСТОЧНИК ЛАТОНЫ».
Автор копии Иоганн Непомук Гауттманн. 1883 год.

В Ликию вскоре придя, — где явилась Химера, — под тяжким
Зноем, палившим поля, трудом утомленная долгим,
Солнцем сожженная, пить захотела беглянка-богиня, —
Жадно меж тем молоко из грудей сосали младенцы.
Вдруг озерко с необильной водой в глубине увидала
Дола; жители сел ветвистую там добывали
Вербу и гибкий тростник с любезной болотам осокой.
Вот подошла и, колена согнув, опустилась Латона
Наземь, стремясь почерпнуть студеной струи и напиться.
Сельский народ не велит. К ним так обратилась богиня:
«Как же воды не давать? Достояние общее — воды.
В собственность воздух не дан никому от природы,
ни солнце, ни водяные струи; у народного я достоянья!

Херренкимзее. Регулярный парк. Фонтан «ИСТОЧНИК ЛАТОНЫ».
Автор копии Иоганн Непомук Гауттманн. 1883 год.

Все же дать мне воды на коленях прошу; не пришла я
Этой водой омывать свое истомленное тело, —
Только напиться хочу. Нет влаги в устах говорящей,
И пересохла гортань, в ней голос насилу проходит.
Нектаром будет глоток мне воды; я уверена, жизнь он
Мне возвратит: озерной струей вы мне жизнь даровали б.
Вы пожалейте и их, которые тянут ручонки
С груди моей!» И как раз тянулись ручонками дети.
Тронуть кого б не могли богинины кроткие речи?
Все же молящей они запрещать продолжают, к тому же —
Ежели прочь не уйдет — угрожают, ругаясь вдобавок.
Мало того: ногами они и руками взмутили
Озеро, с самого дна они подняли тину, нарочно
В воду туда и сюда с намереньем прыгая злостным.

Херренкимзее. Регулярный парк. Фонтан «ИСТОЧНИК ЛАТОНЫ».
Автор копии Иоганн Непомук Гауттманн. 1883 год.
Жажду гнев одолел: дочь Кея теперь уж не молит
Их, недостойных, и слов, для богини чрезмерно смиренных,
Не повторяет уже. Вот, к звездам руки подъемля,
Молвит: «Будете жить вы вечно в озере этом!»
Воля богини сбылась; им нравится быть под водою,
То в глубину озерка всем телом своим погружаться,
То выступать головой; то по водной поверхности плавать,
Или сидеть иногда на прибрежии озера, или
В омут студеный нырять. Доныне они упражняют
В брани свой гнусный язык и, всякую совесть откинув,
Хоть и сидят под водой, и там все тщатся злословить.
Хриплым голос их стал: надувается вспухшая шея;
Сроду широкие рты от брани еще растянулись;
Головы с телом слились, а шея как будто исчезла;
Спинка у них зелена, а живот — часть главная — белый.
В тинистом омуте, — род новоявленный, — скачут лягушки!»
Херренкимзейский парк. Цветники и фонтаны,
в определенное время источающие воды…

Выявляю главную — нравственную — составляющую
древнего греко-римского мифа (на мой взгляд).
Появляются СЕМЬ ПОСТУЛАТОВ…

Первый…
«Вода — народное достоянье, как Воздух, Солнце»,
а потому никто — никакие «насельцы» — не имеют права
на единоличное владение ими (как современен сюжет!!!)

Херренкимзейский парк. Фонтан «Источник Латоны»,
в определенное время источающий воды,
то есть повторяющий и повторяющий во времени
заключенные в нём постулаты…
Второй постулат…
Отказывать нуждающемуся в том, что ему принадлежит, —
преступно и достойно самого жесткого наказания
(как современен сюжет древнего греко-римского мифа!!!).
Херренкимзейский парк. Фонтан «Источник Латоны»,
в определенное время источающий воды,
то-есть повторяющий и повторяющий во времени
заключенные в нём постулаты…

Третий постулат…
Особенно наказуемо жестокое отношение к слабым —
женщинам и детям (как современен сюжет!!!!).
Оно бесчеловечно: недостойно имени Человека.

Херренкимзейский парк. Фонтан «Источник Латоны»,
в определенное время источающий воды,
то-есть повторяющий и повторяющий во времени
заключенные в нём постулаты…

Четвертый постулат…

Бесчеловечное поведение требует лишить людей
человеческого образа и подобия, равного Божественному.
Должны они стать «ни тем» (принадлежащими Небу),
«ни сем» (принадлежащими Земле) — то есть земноводными.

Версальский парк. Фонтан «Источник Латоны».
Момент перерождения ликийских поселян в лягушек.

Всё происходит по одной и той же схеме: и в вызолоченном Версале, и в утратившем позолоту Херренкимзее. «СТРАШНЕЕ ЧЕЛОВЕКА ЗВЕРЯ НЕТ» — не устаю я удивляться современному звучанию древнего мифа — утверждающего вечные истины…

Херренкимзейский парк. Фонтан «Источник Латоны»,
в определенное время источающий воды,
то-есть повторяющий и повторяющий во времени
заключенные в нём постулаты…

Пятый постулат…
Тех, кто греховен по душе, заслуженное наказание
не страшит, не исправляет. Они стоят на своем,
превращая злодейские убеждения в Принцип,
разрушительный для Мироустройства.

Херренкимзейский парк. Фонтан «Источник Латоны»,
в определенное время источающий воды,
то-есть повторяющий и повторяющий во времени
заключенные в нём постулаты…

Отвратительная «кухарка» управляет царством-государством людей, не потому что добродетельна и справедлива. Нет, причина в другом: в злобном крике своём она сильнее Богини и детишек её прекрасных. Как актуален греко-римский миф древнейший!!!

Херренкимзейский парк. Фонтан «Источник Латоны»,
в определенное время источающий воды,
то-есть повторяющий и повторяющий во времени
заключенные в нём постулаты…
Что говорить о вырожденце в мужеском роде?! Его голова и мозги стали лягушачьими, ступни превратились в перепончатые ласты… Но ничто не тревожит его, лишь желание доказать своё, заходясь в оскорбительном крике…
Херренкимзейский парк. Фонтан «Источник Латоны»,
в определенное время источающий воды,
то-есть повторяющий и повторяющий во времени
заключенные в нём постулаты…

Согласно древнейшим мифам, Мир зиждется на черепахах. Они, как Атланты, не смеют сойти со своего поста. Эти удирают. Как могут позволить себе такое?!

Херренкимзейский парк. Фонтан «Источник Латоны»,
в определенное время источающий воды,
то-есть повторяющий и повторяющий во времени
заключенные в нём постулаты…

Черепахи тоже вырождаются: в драконов превращаются!!!

Херренкимзейский парк. Фонтан «Источник Латоны»,
в определенное время источающий воды,
то-есть повторяющий и повторяющий во времени
заключенные в нём постулаты…

Не мною возвещаемый, не мифом утверждаемый —
провозглашаемый Фонтанами Шестой постулат…

Слабый — преследуемый, обижаемый —
способен гневаться, рыдать, взывать.
Ситуацию преломить может лишь Сильный…

Вглядитесь в образ Латоны: превратив злодеев в лягушек, она продолжает терпеть страдание. Детишки малые могут лишь ручонками махать — мух отгонять. Что делает Богиня? «Возведя очи горе» (ввысь, к Небу), она кого-то просит о защите. Кого?

Версальский парк. Фонтан «КВАДРИГА АПОЛЛОНА».
Автор — Андре Ленотр. 1670.

Седьмой постулат…

Гармонию восстановить может лишь лучший из Богов —
тот, чья Власть над Миром безупречна и вездесуща.
Все остальные формы Властвования —
лишь продление свары в Мире людей.

Версальский парк. Фонтан «КВАДРИГА АПОЛЛОНА».
Автор — скульптор Ж.-Б.Тюби. 1670-е годы.

Аполло́н, Феб («лучезарный») — в греческой мифологии златокудрый, сребролукий бог — охранитель стад, света, наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз, дорог, путников и мореходов, предсказатель будущего, также Аполлон очищал людей, совершавших убийство. Олицетворял Солнце (а его сестра-близнец Артемида — Луну).

Как может прибыть Аполлон, если он — еще ребенок?! В этом-то и заключается главное чудо версальской композиции. В ней Времени нет, есть Вечность, где всё едино: Прошлое, Настоящее, Будущее. В «Квадриге» Аполлон пользуется поддержкой Нептуна — Бога Вод-Времён. Брат Юпитера обеспечил его сыну вневременное прибытие с помощью Тритонов, дельфинов и морских коней — гиппокампов.

Версальский парк. Фонтан «КВАДРИГА АПОЛЛОНА».
Автор — скульптор Ж.-Б.Тюби. 1670-е годы.

Событийное время остановилось —
Бытийное наступило: то самое,
где правят не случайности, а закономерности,
согласно которым Добро, Правда, Красота всесильны.

Версальский парк. На переднем плане — Латона с детьми.
На дальнем плане — Большой канал. Автор композиции — Андре Ленотр.

Аполлон — Бог Солнца — победил:
Мир в его Светлом Триединстве восстановил,
вернув Абсолютную гармонию Бытия.

Людовик XIV говорил: «Государство — это я»,
имея в виду свои равные Богу Солнца возможности,
что в истории человеческой культуры называются
Абсолютной монархией, Самодержавием…

Версальский парк. Большой канал в виде латинского креста.
Автор композиции — великий архитектор Андре Ленотр.

После восстановления Абсолютной гармонии
Время продлилось — развернулось Латинским крестом,
уходящим в Даль, чтобы засвидетельствовать:
всё преходяще, лишь Светлому Триединству —
Добру, Правде, Красоте — принадлежит Вечность.

Версальский парк. Большой канал в виде латинского креста.
Автор композиции — великий архитектор Андре Ленотр.

Ах, Версаль! Такая Простота, такая Чистота
выражения Идеи Абсолютной власти,
что привела к кровопролитной Революции
и выродилась. Почему?

Потому что Реальное — не Идеальное:
«Король-Солнце» на деле — не Бог Аполлон.
Да и Аполлон в своей «биографии» тоже был
явлением неоднозначным, противоречивым:
создающим и истребляющим…

Хирренкемзийский парк. Судя по музейной экспозиции, «КВАДРИГУ АПОЛЛОНА» намеревались установить перед «ИСТОЧНИКОМ ЛАТОНЫ», завершив по-версальски гимн АБСОЛЮТНОЙ ВЛАСТИ. Не вышло: Людвига II лишили трона раньше.

<— Б VII — 3: ХЕРРЕНКИМЗЕЕ — ЛИЧНЫЕ ПОКОИ ДЛЯ ВЕЛИКИХ ТЕНЕЙ…

Б VII — 5: ХЕРРЕНКИМЗЕЕ — ОХОТНИЧЬИ СЦЕНЫ… —>

Leave a Reply