Мюнхен-это город, где » Дьявол оставил след»

Альбом посвящен Мюнхенскому собору Святой Богородицы — Фрауэнкирхе — и ее создателю: великому баварскому архитектору XV века — Йоргу фон Хальсбаху.

Смотрю, глаз отвести не могу…
Как можно было соорудить подобную громадину,
имея в опыте своем маленькую Старую Ратушу!
Красивую, но маленькую! Причем, традиционную, а здесь… Ветры Времени веют, предрекая возникновение, этак лет..

Мюнхен. Фрауэнкирхе. Официально «Der Dom zu Unserer Lieben Frau»
(Собор святой Богородицы). Архитектор Йорг фон Хальсбах.
Строительство было начато в 1468 году, закончено в 1525.

По легенде, захотел мастер Йорг Хальспах построить самый большой собор в мире. Дьявол предложил ему свою помощь, выдвинув чудовищное условие: собор должен быть без окон.

Должен принадлежать собор не Свету — явлению Бога,
а Тьме — дьявольскому воплощению.
Мастер согласился… Продал душу дьяволу?!
Надеялся обхитрить его?! Надеялся…

Мюнхен. Фрауэнкирхе. Официально «Der Dom zu Unserer Lieben Frau»
(Собор святой Богородицы). Архитектор Йорг фон Хальсбах.
Строительство было начато в 1468 году, закончено в 1525.

Предание рассказывает… После окончания строительства дьявол примчался верхом на ветре, обвязал его вокруг башен собора и вошёл внутрь. В первый миг ему показалось, что здание и впрямь без окон, но, сделав еще один шаг, он увидел, что мастер нарушил условия договора. Разозлившись, дьявол попытался превратить здание в груду кирпича. Не справившись с оным предприятием, он умчался прочь…

Мюнхен. Фрауэнкирхе. Официально «Der Dom zu Unserer Lieben Frau»
(Собор святой Богородицы). Архитектор Йорг фон Хальсбах.
1468 — 1525. «След дьявола», оставленный им перед входом в собор.

В качестве доказательства правдивости истории мюнхенцы демонстрируют оставшийся перед входом в здание след разгневанного дьявола, ничем другим не объяснимый. Кстати, старожилы утверждают: тот, кто наступит на след дьявола, отдаст ему свою душу. Так что, будьте осторожны, если придётся в собор входить.

В основном Собор Святой Богородицы был закончен в 1488 году, всего за 20 лет — рекордный срок для такого масштабного строительства в то время. Архитектор умер в том же году, едва успев завершить главное дело своей жизни. Погребли его под северной башней Фрауэнкирхе, неподалеку от «Следа дьявола».

Успел ли дьявол унести душу архитектора в ад, неизвестно. Я лично верю, что Богородица его защитила от козней тёмных сил.

И всё равно меня очень пугает, что Мюнхен —
тот город, где «дьявол оставил свой след».
Чур нас всех…

Мюнхен. Фрауэнкирхе. Официально «Der Dom zu Unserer Lieben Frau»
(Собор святой Богородицы). Архитектор Йорг фон Хальсбах.
Строительство было начато в 1468 году, закончено в 1525.

Многие замечали, что и теперь царят дьявольские ветры вокруг собора. Как им не задерживаться тут, если высота его башен составляет 99 метров (Отметка, на которую поднят крест Исаакиевского собора в Петербурге, равна 101 метру). По решению референдума, состоявшегося в 2004 году, в Мюнхене временно запрещено строить здания выше Фрауэнкирхе, то есть выше 100 метров.

Смотрю, глаз отвести не могу…
Как можно было соорудить подобную громадину,
имея в опыте своем маленькую Старую Ратушу!
Красивую, но маленькую! Причем, традиционную, а здесь…
Ветры Времени веют, предрекая возникновение,
этак лет через 500, Современной архитектуры,
что здесь — в Мюнхене — «небо скребёт»…

Мюнхен. Фрауэнкирхе. Официально «Der Dom zu Unserer Lieben Frau»
(Собор святой Богородицы). Архитектор Йорг фон Хальсбах.
Строительство было начато в 1468 году, закончено в 1525.

Ну, почему, почему такие завершия у прекрасных башен,
которые сами мюнхенцы прозвали «чепчиками»?
Архитектор Йорг фон Хальсбах не имеет к ним отношения?
Напротив, перед смертью он тщательно прорисовывал
эскизы башенных куполов, через 40 лет их возвели,
досконально повторив решение архитектора.

Есть по этому поводу весьма убедительное суждение…

Мюнхен. Фрауэнкирхе. Официально «Der Dom zu Unserer Lieben Frau»
(Собор святой Богородицы). Архитектор Йорг фон Хальсбах.
Строительство было начато в 1468 году, закончено в 1525.

Свои характерные купола башни церкви обрели только в 1525 году. Их круглая форма имеет свое наименование — «вельшские купола», что позднее получили распространение в южной Германии и в Австрии. Считается, что эти очертания, необычные для архитектуры поздней готики, соответствуют форме Купола Скалы на Храмовой горе в Иерусалиме.

Указывают верующим купола колоколен Фрауэнкирхе
на силуэт Небесного града, Нового Иерусалима,
что появится на земле после Апокалипсиса.
Люди, не ждите Конца Света! Что-то делайте сейчас…

Вот такое назидание оставил архитектор людям.
А они придумали легенду о «Следе дьявола»…

Мюнхен. Фрауэнкирхе. Официально «Der Dom zu Unserer Lieben Frau»
(Собор святой Богородицы). Архитектор Йорг фон Хальсбах.
Строительство было начато в 1468 году, закончено в 1525.

Йорг фон Хальсбах по прозвищу Гангхофер предложил сравнительно экономичный проект решения собора, имея к тому весомые основания. Поблизости от Мюнхена не было каменоломен. Кирпичное строительство более технологично и стоит дешевле. Кроме того, Гангхофер был специалистом по строительству из кирпича, что также сыграло свою роль.

Полюбилась людям эстетика чистых стен,
прорезанных оконными вертикалями.
И есть за что: отдыхает на Чистоте взгляд —
наполняется силой!

Мюнхен. Фрауэнкирхе. Официально «Der Dom zu Unserer Lieben Frau»
(Собор святой Богородицы). Архитектор Йорг фон Хальсбах.
Строительство было начато в 1468 году, закончено в 1525.

Не могу скрыть, очень напоминает мне здание Фрауэнкирхе Биржу в Амстердаме, построенную в 1897 — 1903 годы Берлаге Хендриком Петрюсом — основоположником современной голландской архитектуры. И европейской в не меньшей степени. Та же эстетика кирпичных стен-экранов.

Мюнхен. Фрауэнкирхе. Официально «Der Dom zu Unserer Lieben Frau»
(Собор святой Богородицы). Архитектор Йорг фон Хальсбах.
Строительство было начато в 1468 году, закончено в 1525.

Левая башня собора, под которой захоронен автор этого чуда, объяснимого лишь вмешательством сверхъестественных сил — светлых и темных, что сами с собой разобрались.

По-моему, рисовка башни, при всей своей сдержанности, чрезвычайно красива. Симметрия. Семь ярусов уходят в небо. Под карнизом каждого яруса — декоративная решетка из переплетенных циркульных тяг и трилистников. Решетки не зависают — прорастают фигурными вертикалями, образуя три ниши — безоконные.

Окна есть. Одно внизу в перспективной нише.
Остальные — маленькие — бегут вверх,
будто ритм биения сердца здания считают…

Мюнхен. Фрауэнкирхе. Официально «Der Dom zu Unserer Lieben Frau»
(Собор святой Богородицы). Архитектор Йорг фон Хальсбах.
Строительство было начато в 1468 году, закончено в 1525.

Решетка имеет чистую симметрию в своей основе.
Три горизонтальных оси симметрии.
Одна вертикальная, отражающая друг в друге верх и низ.
Все уравновешено, все соразмерено — все гармонично,
как создаваемый архитектором Мир.

Мюнхен. Фрауэнкирхе. Официально «Der Dom zu Unserer Lieben Frau»
(Собор святой Богородицы). Архитектор Йорг фон Хальсбах.
Строительство было начато в 1468 году, закончено в 1525.

Это окно — шедевр на все времена…
Пропорции — божественные:
преодолевающие земное тяготение.
Соотнесение простоты стены
и изящества оконного обрамления —
как дуновение мысли, согретой чувством:
всё одухотворено, всё боговдохновлено.
Даже тень от стрельчатой арки занимает
столько места, сколько ей может быть
отведено там, где царит Свет.

Мюнхен. Фрауэнкирхе. Официально «Der Dom zu Unserer Lieben Frau»
(Собор святой Богородицы). Архитектор Йорг фон Хальсбах.
1468 — 1525 годы. Западный фасад (с главным входом в собор).

Строительство собора завершалось после смерти архитектора. Появились готические реплики, например те, что определили решение главного портала. Как бы нарисовал портал Гангхофер, представить не могу, но, думаю я, решение не убило тему кирпичной стены…

Мюнхен. Фрауэнкирхе. Официально «Der Dom zu Unserer Lieben Frau»
(Собор святой Богородицы). Архитектор Йорг фон Хальсбах.
1468 — 1525 годы. Главный портал.
В собор войдем? Увидим три глубинных нефа: один центральный и два боковых. Судя по легенде, в отличие от средневековых храмов там должно быть светло и легко..
Мюнхен. Фрауэнкирхе. Официально «Der Dom zu Unserer Lieben Frau»
(Собор святой Богородицы). Архитектор Йорг фон Хальсбах.
1468 — 1525 годы. Входные врата главного портала.

Врата — достойный образец мастерства резьбы по дереву — значительно более поздний, чем собор Ганхговера. Так бывает всегда при строительстве столь масштабных сооружений: один начал все неожиданно, вдруг — остальные долго-долго завершали начатое…

Мюнхен. Фрауэнкирхе. Официально «Der Dom zu Unserer Lieben Frau»
(Собор святой Богородицы). Архитектор Йорг фон Хальсбах.
1468 — 1525 годы. Главный неф (ведущий к алтарю).

Вместимость собора Святой Богоматери — 20 000 человек, стоя! На сиденьях, установленных лишь в центральном нефе, может разместиться 4 000 человек. Естественно, что собор, разделенный пилонами на три продольных части, визуально кажется меньше.

Но, главное — не в этом, а в его Светлоте… Возникает она благодаря тому, что нервюры, собираясь в пучки, не превращаются в типично готические колонны. Нервюры зависают наверху в уровне своих тимпанов, становясь кружевной сенью над головами прихожан. Вместо струения пучков нервюр вниз появляются белые пилоны, расцвеченные рефлексами от цветных витражей.

Мистика… Мистика Светлоты…

Мюнхен. Фрауэнкирхе. Официально «Der Dom zu Unserer Lieben Frau»
(Собор святой Богородицы). Архитектор Йорг фон Хальсбах.
1468 — 1525 годы. Система нервюрных сводов центрального нефа.

Интересно, что сначала собор был перекрыт внешней (и сейчас видимой извне) крышей, что держалась на пилонах и мощной стропильной конструкции. Возводилась крыша под руководством мастера Хайнриха из Штраубинга. Всего на эту работу ушло около 650 кубометров круглого леса и 2 года времени (1477-1478). Система внутренних сводов собора была возведена только через 3 года после завершения работ по устройству внешнего покрытия.

В готических соборах самое красивое — кружево, создаваемое нервюрами сводов. Нервюры — ребра, образующие каркас сводов перекрытия. Они — несущая часть перекрытия. Своды — облегченное заполнение пространства между нервюрами. Устройство нервюрно-сводчатого каркаса — очень многодельная, ручная работа, на нынешний взгляд непостижимой трудности, так как требует соблюдения очень сложной геометрии.

Мюнхен. Фрауэнкирхе. Официально «Der Dom zu Unserer Lieben Frau»
(Собор святой Богородицы). Архитектор Йорг фон Хальсбах.
1468 — 1525 годы. Центральный неф с парящим распятием
и органом в противоположном алтарю торце…

Поправьте меня, если я ошибаюсь.
Такой подвески Распятия я не видела нигде.
Христос, умирая, возносится в Небо — к Богу-Отцу.
Здесь Смерти нет: она — неуловимое мгновение
между жизнью земной и Небесной.

Господи, Ты благ…

Мюнхен. Фрауэнкирхе. Официально «Der Dom zu Unserer Lieben Frau»
(Собор святой Богородицы). Архитектор Йорг фон Хальсбах.
1468 — 1525 годы. Распятие, парящее в перспективе главного нефа.

Помолчим немного, постояв под парящим над головой Распятием в полной внутренней тишине — благоговейной…

Мюнхен. Фрауэнкирхе. Официально «Der Dom zu Unserer Lieben Frau»
(Собор святой Богородицы). Архитектор Йорг фон Хальсбах.
1468 — 1525 годы. Точки схода нервюр на мощных пилонах.

Постарайтесь увидеть то, что здесь ясно представлено…

Конструкция внутреннего перекрытия собора заканчивается в точках касания ребер сводов (нервюр) с вертикальными опорами. Эти точки называются «пятой арки». В «пяте» сосредотачиваются все напряжения арки — вертикальные и горизонтальные распоры. В пилоне эти напряжения взаимно перекрещиваются — уравновешиваются. Происходит это незримо для глаза, понятно лишь тем, кто видит работу конструктивных сил. Здесь «пяты» акцентируются, причем очень трогательно. В основании несущих арок размещаются маленькие фигурки «титанов» — человечков, взваливших на себя всю тяжесть арочного — Небесного — свода. Другой прием заключается в разработке фигурных консолей.

Все так красиво и весьма многоречиво.

Мюнхен. Фрауэнкирхе. Официально «Der Dom zu Unserer Lieben Frau»
(Собор святой Богородицы). Архитектор Йорг фон Хальсбах.
1468 — 1525 годы. Точки схода нервюр на стенах боковых порталов.

Вспомните фасады Фрауэнкирхе: на них нет типичных для готики контрфорсов — массивных каменных столбов или устоев возле стены здания, поддерживающих ее в вертикальном положении и увеличивающих ее сопротивляемость грузу покрытия (крыши) и перекрытия (потолка).

Контрфорсов не было и нет, потому что они внутри здания стоят, образуя уступы на продольных стенах в ритме шага пилонов — продольных опор. Уверяю вас, сколько пилонов — столько и внутренних контрфорсов, поддерживающих наружную стену в вертикальном положении. Пилонов — 22, контрфорсов-уступов — тоже 22, по 11 с каждой продольной стены.

На фотографии показан угол здания — сопряжения стены бокового нефа с алтарной стеной. Этот угол усилен тем, что контрофорс-уступ и пилон соединяются поперечной стеной.

Все конструктивно логично и очень симпатично.

Мюнхен. Фрауэнкирхе. Официально «Der Dom zu Unserer Lieben Frau»
(Собор святой Богородицы). Архитектор Йорг фон Хальсбах.
1468 — 1525 годы. Алтарное пространство с хорами,
где во время праздничных служб восседают священнослужители.

Как видите, в соборе нет типичного для Средневековья иконостаса: высокого, многоуровневого, многофигурного, в резьбе, будто старающейся скрыть все, что должно быть видно. И люстры-капли весьма хороши.

Здесь все служит Чистоте и Светлоте…

Мюнхен. Фрауэнкирхе. Официально «Der Dom zu Unserer Lieben Frau»
(Собор святой Богородицы). Архитектор Йорг фон Хальсбах.
1468 — 1525 годы. Скульптурные изображения отцов церкви
на стене, отгораживающей пространство хоров.

Как всё благочинно и в прошлом, и наяву…

Мюнхен. Фрауэнкирхе. Официально «Der Dom zu Unserer Lieben Frau»
(Собор святой Богородицы). Архитектор Йорг фон Хальсбах.
1468 — 1525 годы. Фрагмент деревянного декора стены,
отгораживающей хоры, где восседают отцы церкви.

Хочется от умиления отцам церкви подпеть…

Мюнхен. Фрауэнкирхе. Официально «Der Dom zu Unserer Lieben Frau»
(Собор святой Богородицы). Архитектор Йорг фон Хальсбах.
1468 — 1525 годы. Живописные изображения святых на обратной стороне алтарной стены в зоне обхода пространства хора.
Мюнхен. Фрауэнкирхе. Официально «Der Dom zu Unserer Lieben Frau»
(Собор святой Богородицы). Архитектор Йорг фон Хальсбах.
1468 — 1525 годы. Рядовой внутренний контрфорс, позволяющий
получить пространственную зону любого назначения.
В данном случае дополнительное пространственное подразделение бокового нефа позволяет устраивать частные капеллы, что объясняется стремлением прихожан быть погребенными ближе к намоленным местам. Так в средние века рядом с любой церковью располагалось и кладбище. Здесь состоятельные горожане — жертвователи определенной суммы храму — могли рассчитывать на захоронение в церкви — ее крипте (подвальной части), а особенно щедрые семьи обзаводились собственными капеллами-усыпальницами.
Мюнхен. Фрауэнкирхе. Официально «Der Dom zu Unserer Lieben Frau»
(Собор святой Богородицы). Архитектор Йорг фон Хальсбах.
1468 — 1525 годы. Многоцветные витражи с библейскими сюжетами.
Еще один предмет гордости Фрауэнкирхе — витражи,
великолепные по цвету и рисунку…
Мюнхен. Фрауэнкирхе. Официально «Der Dom zu Unserer Lieben Frau»
(Собор святой Богородицы). Архитектор Йорг фон Хальсбах.
1468 — 1525 годы. Многоцветные витражи с библейскими сюжетами.

На этом витраже изображена Богоматерь с младенцем Иисусом на коленях и с Иоанном -будущим Крестителем. По периметру центральной части (верхний ряд на фотографии отрезан) идут клеймы с изображением Страстей Господних.

Мюнхен. Фрауэнкирхе. Официально «Der Dom zu Unserer Lieben Frau»
(Собор святой Богородицы). Архитектор Йорг фон Хальсбах.
1468 — 1525 годы. Многоцветные витражи с библейскими сюжетами.
На этом витраже изображены мучения Святого Себастьяна — римского легионера, тайно исповедывавшего христианство. Себастьян был арестован и допрошен, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами. Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного. Однако его раны, хоть и глубокие, не были смертельными. Вдова по имени Ирина выходила его. Многие христиане уговаривали Себастьяна бежать из Рима, но он отказался и предстал перед императором с новым доказательством своей веры. На сей раз по приказу Диоклетиана он был забит камнями до смерти, а тело его было сброшено в Большую Клоаку. Святой явился во сне христианке Лукине и велел ей забрать его тело и похоронить в катакомбах, и женщина выполнила это повеление.
Гробница Людвига IV, представляющая собой ксенотаф — гробницу
без захоронения. Людвиг IV был похоронен в 1374 году в церкви — предшественнице Фрауенкирхи. Соорудив ксенотаф, его перенесли в новую церковь. Автор гробницы — мастер Ханс Крумпер.

Это — лучшая работа мюнхенских мастеров в стиле поздней готики.

Мюнхен. Фрауэнкирхе. Официально «Der Dom zu Unserer Lieben Frau»
(Собор святой Богородицы). Архитектор Йорг фон Хальсбах.
1468 — 1525 годы. Деревянная скульптура Богоматери с младенцем.
Мюнхен. Фрауэнкирхе. Официально «Der Dom zu Unserer Lieben Frau»
(Собор святой Богородицы). Архитектор Йорг фон Хальсбах.
1468 — 1525 годы. «Служебный вход» в собор…

Разве можно этот портал назвать «служебным входом»? Всё выполнено так основательно, так неспешно. Перспективная арка. Монах — основатель города — на замковом камне. На арке четыре маски — портреты людей из Средневековья.

Время оживает? Время ожило…

Мюнхен. Фрауэнкирхе. Официально «Der Dom zu Unserer Lieben Frau»
(Собор святой Богородицы). Архитектор Йорг фон Хальсбах.
1468 году — 1525. Самый большой и самый высокий собор Мюнхена,
построенный вопреки ухищрениям дьявола.

<— МЮНХЕНСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ — СВЕТЛОЕ И ГРУСТНОЕ…

БЛЮТЕНБУРГ — СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ЗАМОК, СЛАВЯЩИЙ ЛЮБОВЬ И ТИШИНУ… —>

Leave a Reply