Петербург на ладони невской дельты

Наш друг - Роз Мари Хауф: большой человек в Вальдорфской системе. Ее внук - Девид Уелсхофф, которому предстоит в свой последний день пребывания в Петербурге первый раз взмыть на вертолете в небо над Невой.
Наш друг — Роз Мари Хауф: большой человек в Вальдорфской системе. Ее внук — Девид Уелсхофф, которому предстоит в свой последний день пребывания в Петербурге первый раз взмыть на вертолете в небо над Невой.
Девид слабо ориентируется в истории России, художественно достаточно подготовлен к восприятию Прекрасного града (за плечами - книжный дизайн), а потому находится в предвкушении впечатлений...
Девид слабо ориентируется в истории России, художественно достаточно подготовлен к восприятию Прекрасного града (за плечами — книжный дизайн), а потому находится в предвкушении впечатлений…
Взлетаем мысленно и мы вместе с ним.... Внизу - Кронверк (земляное укрепление при Петропавловской крепости), нынешний Артиллерийский музей.
Взлетаем мысленно и мы вместе с ним….
Внизу — Кронверк (земляное укрепление при Петропавловской крепости), нынешний Артиллерийский музей.
За Кронверксой протокой - Кронверк при Петропавловской крепости, нынешний Артиллерийский музей.
За Кронверксой протокой — Кронверк при Петропавловской крепости, нынешний Артиллерийский музей.
Петропавловская крепость заложена 16 (27) мая 1703 года по совместному плану Петра I и французского инженера Жозефа Ламбера де Герена. Этот день считается Днем Города.
Петропавловская крепость заложена 16 (27) мая 1703 года по совместному плану Петра I и французского инженера Жозефа Ламбера де Герена. Этот день считается Днем Города.

Основные постройки…
Петропавловский собор (1712—33, архитектор Д.Трезини) с усыпальницей императоров,
Великокняжеская усыпальница,
комплекс Санкт-Петербургского монетного двора (1796—1805, архитектор А. Порто),
Гауптвахта (реконструкция 1906—1907 — В. Ф. Асмус,
Ботный дом, Инженерный дом, Кавальер, Казначейство, Каретник,Комендантский дом, Кронверк, Прокурорский дом, Тюрьма Трубецкого бастиона.

Ворота: Васильевские, Невские ворота (1784—1787, архитектор Н. А. Львов), Иоанновские, Кронверкские, Никольские, Петровские (1717—1718, архитектор Д. Трезини).

Бастионы: Государев, Нарышкин, Меншиков, Зотов, Трубецкой, Головкин.

Равелины: Алексеевский, Иоанновский.

Куртины: Васильевская, Екатерининская, Невская, Петровская.

На втором плане - Стрелка Васильевского острова: восточная оконечность Васильевского острова в Санкт-Петербурге; один из самых завораживающих архитектурных ансамблей города; пример гармонии архитектуры города с пейзажем берегов Невы.
На втором плане — Стрелка Васильевского острова: восточная оконечность Васильевского острова в Санкт-Петербурге; один из самых завораживающих архитектурных ансамблей города; пример гармонии архитектуры города с пейзажем берегов Невы.

В 1805—1810 годах архитектор Тома-де-Томон построил на пустой площади между этими районами здание новой Биржи, отвечающее потребностям растущей экономики России. Величественное здание выполнено в стиле античных храмов. Перед зданием архитектор установил две Ростральные колонны с аллегорическими фигурами у подножия, олицетворяющими великие русские реки: Волгу, Днепр, Неву и Волхов. Ансамбль завершают расходящиеся крыльями от Биржи здания южного и северного пакгаузов и таможни, построенные в 1826—1832 годах архитектором И. Ф. Лукини.

За последним на Большой Неве Николаевским мостом - Судостроительные заводы и нынешний Морской порт Санкт-Петербурга. Справа - Большой проспект: перспектива, идущая через 23 линии Васильевского острова к Финскому заливу.
За последним на Большой Неве Николаевским мостом — Судостроительные заводы и нынешний Морской порт
Санкт-Петербурга. Справа — Большой проспект: перспектива,
идущая через 23 линии Васильевского острова к Финскому заливу.
Панорама Васильевского острова со стороны Малой Невы. Второе здание внизу - бывшая Санкт-Петербургская таможня, ныне Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук.
Панорама Васильевского острова со стороны Малой Невы.
Второе здание внизу — бывшая Санкт-Петербургская таможня,
ныне Институт русской литературы (Пушкинский Дом)
Российской академии наук.
Пушкинский дом создан 15 декабря 1905 по инициативе ряда деятелей русской культуры. В 1899 году при Академии наук была создана Комиссия по подготовке празднования столетия со дня рождения А. С. Пушкина, которая изначально планировала поставить памятник поэту, однако постепенно идея трансформировалась в создание музея. В апреле 1906 на приобретение библиотеки Пушкина были выделены правительственные средства, и она была передана Пушкинскому Дому, став началом огромной коллекции книг, рукописей и предметов, связанных с именем великого русского поэта.
Пролетая над Стрелкой Васильевского острова, возвращаемся на курс вдоль Большой Невы, чтобы увидеть основные ансамбли города, противостоящие Петропавловской фортеции на Заячьем острове.
Пролетая над Стрелкой Васильевского острова, возвращаемся на курс вдоль Большой Невы, чтобы увидеть основные ансамбли города, противостоящие Петропавловской фортеции на Заячьем острове.
Первая поперечная ось, идущая от Невы в глубину материка: Сенатский сквер перед зданием Сената и Синода (под белой крышей) - нынешний Конституционный суд России, Исаакиевский собор, Исаакиевский сквер с памятником Николаю I, Мариинский дворец.
Первая поперечная ось, идущая от Невы в глубину материка:
Сенатский сквер перед зданием Сената и Синода (под белой крышей) — нынешний Конституционный суд России, Исаакиевский собор, Исаакиевский сквер с памятником Николаю I, Мариинский дворец.

Мысленно прибавьте памятник «Петру I от Екатерины II» («Медный всадник»), на Сенатской площади установленный. Поперечная ось обретет все свое имперское великолепие.

Отметьте взглядом длинное здание за Сенатом и Синодом Карла Росси. То — Конногвардейский манеж Джакомо Кваренги на зеленом Конногвардейском бульваре. Бульвар протянется до Благовещенской площади перед Николаевским мостом. Исаакиевский сквер превратится в Александровский сквер на бывшем Адмиралтейском плаце и дойдет до Дворцовой площади. Что возникло? Продольная ось, тянущаяся вдоль Невы прекрасной.

Исторический Петербург — регулярный город.

Исаакиевский собор. Построен в 1818—1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана; строительство курировал император Николай I, председателем комиссии был Карл Опперман. Торжественное освящение состоялось 30 мая (11 июня) 1858 года.
Исаакиевский собор. Построен в 1818—1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана; строительство курировал император Николай I, председателем комиссии был Карл Опперман. Торжественное освящение состоялось 30 мая (11 июня) 1858 года.

Исаа́киевский собо́р (официально — собор преподобного Исаакия Далматского) — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Имеет статус музея; зарегистрированная в июне 1991 года церковная община имеет возможность совершать богослужение по особым дням с разрешения дирекции музея. Освящён во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день его памяти — 30 мая по юлианскому календарю.

Исаакиевский собор — выдающийся образец Николаевского ампира), а также уникальное архитектурное сооружение и высотная доминанта, видимая с очень многих точек дельты Невы.

Высота собора 101,5 м, длина и ширина — около 100 метров. Наружный диаметр купола — 25,8 м. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым рускеальским мрамором. При установке колонн были использованы деревянные конструкции инженера А. Бетанкура.

Золочение куполов собора в 1838—1841 годах проводилось методом огневого золочения, парами ртути отравились и умерли 60 мастеров. Всего же в строительстве собора приняло участие 400 000 рабочих — государственных и крепостных крестьян. Судя по документам того времени, около четверти из них умерло от болезней или погибло в результате несчастных случаев.

«Египетский колосс» был безразличен к подобным фактам.

На этой панораме хорошо видно, как Александровский сквер идет вдоль Главного Адмиралтейства к Дворцовой площади.
На этой панораме хорошо видно, как Александровский сквер идет вдоль Главного Адмиралтейства к Дворцовой площади.
Дворцовая площадь с Зимним дворцом Франческо-Бартоломео Растрелли, Главным штабом Карла Росси, Александровской колонной Огюста Монферрана и зданием Штаба гвардейского корпуса Александра Брюллова.
Дворцовая площадь с Зимним дворцом Франческо-Бартоломео Растрелли, Главным штабом Карла Росси, Александровской колонной Огюста Монферрана и зданием Штаба гвардейского корпуса Александра Брюллова.

Ансамбль Дворцовой площади начал формироваться с середины XVIII века. В 1754 – 1762 годах по проекту выдающегося зодчего Ф.Б. Растрелли был построен нынешний, шестой по счету, Зимний дворец. Здание дворца стало самым высоким в то время в Петербурге, его высота стало эталоном – в центральной части города не разрешалось строить дома выше Зимнего. В ходе строительства было выполнено и отделано около  полутора тысяч помещений дворца, тем не менее, многие внутренние помещения к весне 1762 года – тогда Петр III принимал работу – еще не были готовы.
Полностью строительство дворца было окончено уже при Екатерине II, когда руководство работами было поручено Бецкому. С 1762 года Зимний дворец стал столичной резиденцией российских императоров.

В 1837 году в Зимнем дворце вспыхнул сильный пожар. Его тушили в течение трех дней. В результате от величественного здания остались лишь каменные стены и своды первого этажа. Реставрационные работы, проходившие под руководством архитекторов В.П. Стасова и А.П. Брюллова, продолжались в течение двух лет. Дворцу вернули первоначальный вид (уменьшилось, правда, количество скульптур на крыше здания). Большинство внутренних интерьеров было отделано заново в стиле позднего классицизма.

Дворцовая площадь с Зимним дворцом Франческо-Бартоломео Растрелли, Главным штабом Карла Росси, Александровской колонной Огюста Монферрана и зданием Штаба гвардейского корпуса Александра Брюллова.
Дворцовая площадь с Зимним дворцом Франческо-Бартоломео Растрелли, Главным штабом Карла Росси, Александровской колонной Огюста Монферрана и зданием Штаба гвардейского корпуса Александра Брюллова.

Во второй половине XVIII века площадь перед Зимнем дворцом по проекту архитектора Ю.М. Фельтена была застроена обывательскими домами. В 1819 году разработать проект застройки этой территории поручили выдающемуся зодчему и архитектору К.И. Росси. Он объединил все эти постройки, расположенные полукругом, в одно монументальное здание.  Так на Дворцовой площади появилось здание Главного штаба, которое состоит из двух корпусов соединенных между собой грандиозной триумфальной аркой. Арка Главного штаба украшена скульптурными изображениями летящих гениев Славы, фигурами воинов, колесницей крылатой богини Победы (Ники).

Дворцовая площадь с Зимним дворцом Франческо-Бартоломео Растрелли, Главным штабом Карла Росси, Александровской колонной Огюста Монферрана.
Дворцовая площадь с Зимним дворцом Франческо-Бартоломео Растрелли, Главным штабом Карла Росси, Александровской колонной Огюста Монферрана.

30 августа 1834 года в центре Дворцовой площади была торжественно открыта Александровская колонна. Она выполнена по проекту архитектора Огюста Монферрана. Гранитная колонна, весом более шестисот тонн, была установлена в память о победе русских войск над армией Наполеона и названа в честь императора Александра I. В ходе строительных работ в основание постамента было забито более тысячи двухсот шестиметровых свай (!). С помощью шестидесяти подъемных механизмов и благодаря усилиям двух тысяч солдат и четырехсот рабочих колонну установили в центре площади. Александровская колонна увенчана фигурой ангела, попирающей крестом змею – символ победы добра над злом.

Дворцовая площадь является самой главной площадью Петербурга и одной из самых красивых площадей в мире.

Флагмент Дворцовой набережной от Зимней канавки до Марсова поля. Первое здание слева - Эрмитажный театр Джакомо Кваренги. На втором плане - петля реки Мойки и диагональ Екатерининского канала (Грибоедова), на котором стоит храм Спаса-на-Крови.
Флагмент Дворцовой набережной от Зимней канавки до Марсова поля.
Первое здание слева — Эрмитажный театр Джакомо Кваренги.
На втором плане — петля реки Мойки и диагональ Екатерининского канала (Грибоедова), на котором стоит храм Спаса-на-Крови.
Это один из самых интересных в разнообразии своем пешеходных маршрутов. Наверху - Михайловский замок, ниже Марсово поле, Михайловский сад с Михайловским дворцом, перед ними - храм Спаса-на-Крови, ниже (в дуге Мойки) - Императорские конюшни.
Это один из самых интересных в разнообразии своем пешеходных маршрутов. Наверху — Михайловский замок, ниже Марсово поле, Михайловский сад с Михайловским дворцом, перед ними — храм Спаса-на-Крови, ниже (в дуге Мойки) — Императорские конюшни.

Здание Конюшенного двора было одним из самых крупных и представительных в округе. Главный фасад в северной части здания повторял изгиб берега реки Мойки, потому и южный фасад получился с изгибом. Над главным корпусом возвышалась восьмигранная башня с позолоченной конной фигурой на куполе. При Конюшенном дворе действовала собственная церковь Спаса Нерукотворного образа (в 1837 году здесь отпевали А.С. Пушкина).

В советские годы ей повезло чуть больше, чем соседнему Спасу на крови – если в последнем хранили картошку, первый Спас в блокадные годы был превращен в морг. Историческое предназначение церкви вернули в 1989 году. Немногим позже по соседству началась бойкая торговля сувенирами.

Храм Спас-на-Крови возведен по указанию Александра III и решению Синода на том месте, где 1 марта 1881 года народоволец И. Гриневицкий смертельно ранил Александра II, которого в народе называли Царем-Освободителем за отмену крепостного права.
Храм Спас-на-Крови возведен по указанию Александра III и решению Синода на том месте, где 1 марта 1881 года народоволец И. Гриневицкий смертельно ранил Александра II, которого в народе называли Царем-Освободителем за отмену крепостного права.

Собор расположен на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота храма составляет 81 метр. Это число символизирует год гибели царя. Вместимость собора – 1600 человек.

История храма Спас-на-крови в Санкт-Петербурге

Уже на следующий день после смерти императора было решено установить на месте его гибели временную часовню. В апреле 1881 года она была построена и простояла до весны 1883 года. Когда из губерний стали поступать пожертвования на памятник Александру II, правительство решило возвести здесь собор.

Александром III объявляется конкурс на проект храма, который вобрал бы в себя черты русской архитектуры церквей XVII века. Был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троицко-Сергиевой пустыни, архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев).

Церковь строилась 24 года — с 1883 по 1907 год. Чтобы построить колокольню на набережной был сделан выступ шириной 8 метров. В соборе было проведено электричество, его помещение освещали церковь 1689 лампочек.

Собор Воскресения Христова, как и Исаакиевский собор, находился на государственном содержании. Он не был приходским и не был рассчитан на массовые посещения. В нем проходили только службы, посвященные памяти Александра II и произносились проповеди.

В 1917 году прекратилось финансирование содержания собора. В 1938 году было принято решение о его разборке. Но с началом Великой Отечественной войны решение этого вопроса было отложено. Во время блокады в соборе размещался морг, а после войны здесь хранились декорации Малого оперного театра. После ремонта, через 90 лет после освещения, 19 августа 1997 года музей-памятник открылся для посетителей.

Михайловский замок Баженова-Бренны в окружении садов. Замок-дворец был построен по заказу императора Павла I на рубеже XVIII—XIX веков и стал местом его смерти (убиения).
Михайловский замок Баженова-Бренны в окружении садов.
Замок-дворец был построен по заказу императора Павла I
на рубеже XVIII—XIX веков и стал местом его смерти (убиения).

Проект замка-дворца был разработан архитектором В. И. Баженовым по поручению императора Павла I, желавшего сделать его своей главной парадной резиденцией. Строительством руководил архитектор В. Бренна (который долгое время ошибочно считался автором проекта). Бренна переработал первоначальный проект дворца и создал художественную отделку его интерьеров. В помощниках Бренна также числились Фёдор Свиньин и Карл Росси.

По распоряжению императора строительство велось днем и ночью (при свете фонарей и факелов), так как он требовал отстроить замок вчерне в тот же год. Число рабочих, трудившихся на стройке, доходило до 6 тыс. человек одновременно. 8 (21) ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящён, но работы по его внутреннему убранству ещё продолжались до марта 1801 года.

Существуют легенды, связанные с убийством Павла в замке: рассказывает, что за несколько месяцев до смерти императора появилась в Петербурге юродивая (по некоторым версиям — Ксения Петербургская), которая предрекла, что жить ему столько лет, сколько букв в надписи над Воскресенскими воротами нового дворца. В библейском афоризме «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ» сорок семь символов. Сорок седьмой год шел Павлу, когда он был убит.

После убийства императора, через 40 дней после новоселья, Михайловский замок был покинут Романовыми и на два десятилетия пришел в запустение.

Марсово поле - центральная площадь Санкт-Петербурга, расположенная между Летним садом и зданием казарм Павловского лейб-гвардии полка (1817 — 1821 гг. арх. В. П. Стасов).
Марсово поле — центральная площадь Санкт-Петербурга,
расположенная между Летним садом и зданием казарм Павловского лейб-гвардии полка (1817 — 1821 гг. арх. В. П. Стасов).

В начале XVIII века к западу от Летнего Сада была незастроенная территория, которую называли «Потешное поле» или «Большой», а позже «Царицын луг». На лугу проходили военные парады. В 1798—1801 годах там были установлены памятники полководцам П. А. Румянцеву (архитектор В. Ф. Бренна), и А. В. Суворову (скульптор М. И. Козловский). В 1818 году Румянцевский обелиск перенесли на Васильевский остров, но за площадью утвердилось название Марсово поле (подобно Марсову полю в древнем Риме и Париже).

С 1918 по 1944 год называлось площадь Жертв революции. Планировка и озеленение Марсова поля осуществлены по проекту академика И. А. Фомина. Мемориальный комплекс в центре площади создан архитектором Л. В. Рудневым. Автор текстов на надгробных камнях — А. В. Луначарский

Мемориал открыт 7 ноября 1919 года. Вплоть до 1933 года продолжали хоронить советских и партийных работников. В 1956 году в центре мемориала, впервые в России, зажжён Вечный огонь.

Панорама Невы, сделавшей крутой поворот. На дальнем берегу - мост Императора Петра I Великого, останки крепости Ниеншанц. На ближнем - Воскресенский девичий Смольный монастырь Растрелли, Смольный институт Кваренги, Алексадровское училище Фельтена.
Панорама Невы, сделавшей крутой поворот. На дальнем берегу — мост Императора Петра I Великого, останки крепости Ниеншанц.
На ближнем — Воскресенский девичий Смольный монастырь Растрелли, Смольный институт Кваренги, Алексадровское училище Фельтена.

Издавна здесь, на месте Смольного монастыря и собора, находилось новгородское село Спасовщина. Когда на противоположном берегу шведы построили крепость Ниеншанц, здесь был сооружен форт Сабина. После основания Санкт-Петербурга это место отвели для Смоляного двора, где хранили смолу и варили дёготь для нужд Адмиралтейской верфи. Тогда то название «Смольное» и закрепилось за этим местом.

Незадолго до своего сорокалетия императрица Елизавета Петровна приняла решение завершить свои дни в тишине и покое монастыря. Ею было указано строить монастырь для ста двадцати девиц из благородных семей, и себя, как их будущей настоятельницы. Для каждой персоны повелено было предусмотреть отдельный апартамент с комнатой для прислуги, кладовкой для припасов и кухней. Для себя же — отдельный дом.

Место для монастыря императрицей было выбрано не случайно. Во времена правления Анны Иоанновны здесь находился Смольный дворец, куда поселили молодую Елизавету. Благодаря этому дворец также называли Девичьим.

Воскресенский девичий Смольный монастырь Растрелли. Слева от него - Смольный институт Кваренги, справа - Мещанское (Алексадровское) училище Фельтена «для мещанских девиц» (недворянских сословий, кроме крепостных крестьян).
Воскресенский девичий Смольный монастырь Растрелли. Слева от него — Смольный институт Кваренги, справа — Мещанское (Александровское) училище Фельтена «для мещанских девиц» (недворянских сословий, кроме крепостных крестьян).

С началом Семилетней войны в 1757 году денег в казне стало не хватать. Проект Растрелли завершён не был. После победного окончания войны с Пруссией желание императрицы уйти в монастырь угасло. А в 1761 году Елизавета Петровна умерла, так и не успев увидеть освящение Смольного собора.

Практически готовый храм для верующих был закрыт. Со временем сложились легенды, будто службу в храме нельзя совершать целых сто лет. Существует легенда, что в алтарной части Смольного собора совершил самоубийство один из рабочих, именно это и не позволяет проводить здесь церковные службы.

Достраивал Смольный монастырь по поручению Екатерины II Юрий Матвеевич Фельтен, который работал здесь с 1765 по 1775 год. Фельтеном были достроены корпуса и начато создание интерьеров.

Растрелли новой императрицей был отстранён от дел.
Вскоре после вступления Екатерины II на престол в Санкт-Петербурге было основано Воспитательное общество для девочек из дворянских семей. Для проживания «благородных девиц» был выбран именно Смольный монастырь. Учащихся здесь девушек с той поры стали называть смолянками.

При Павле I Смольный монастырь был упразднён, монахинь перевели в другие обители. Бывшие кельи вскоре занял Вдовий дом. Для воспитанниц Воспитательного общества в начале XIX века по соседству было построено здание Смольного института, куда они и переехали.

Смольный монастырь графа Франческо Бартоломео Растрелли, по признанию искусствоведов, входит в число 1000 произведений архитектуры, в которых представлена земная цивилизация.
Смольный монастырь графа Франческо Бартоломео Растрелли,
по признанию искусствоведов, входит в число 1000 произведений архитектуры, в которых представлена земная цивилизация.

Окончательно Смольный собор был достроен только после соответствующего решения императора Николая I. Был проведён конкурс, в котором победил архитектор В. П. Стасов. В течение трёх лет зодчий занимался реставрацией и отделкой интерьеров, постройкой второго ряда служебных корпусов со стороны главного входа в монастырь. Стасову принадлежит проект рисунка ограды.

20 июля 1835 года Смольный собор был освящён как Собор всех учебных заведений. В память об этом была выбита бронзовая медаль с изображением храма и Иисуса Христа, благословляющего детей. Архитектор Стасов за свою работу получил вознаграждение в 2 000 рублей серебром в год, выплачиваемых ему в течение 12 лет.
В своём дневнике архитектор Стасов отмечал: «Характер зданий, произведённых графом Растрелли, всегда величественен (grandioso), в общности и частях часто смел, щеголеват (elegant), всегда согласен с местоположением и выражающий точно своё назначение, потому что внутреннее устройство превосходно удобно, что свидетельствуется многими произведёнными им как в С.-Петербурге и окрестностях, так и по его проектам в разных местах России, и вообще самобытен, не обременён по тогдашнему времени множественными частными выступами и украшениями».

Смольный институт Джакомо Кваренги, выполненный в стиле Классицизм, со сквером и Пропилеями советского времени. Сейчас здесь размещается Администрация Санкт-Петербурга.
Смольный институт Джакомо Кваренги, выполненный в стиле Классицизм, со сквером и Пропилеями советского времени. Сейчас здесь размещается Администрация Санкт-Петербурга.

Как и в других институтах благородных девиц, созданных позднее, воспитание и обучение в Смольном институте имели узкосословную направленность. Учебный план включал «Закон Божий», иностранные языки (главным образом французский), русскую словесность, арифметику, историю, географию, рисование, музыку, танцы, рукоделие и различные виды домоводства, правила «светского обхождения» и др. Срок обучения — 7—8 лет (возраст воспитанниц от 6 до 18 лет).

В октябре 1917 года институт благородных девиц переехал в Новочеркасск. После этого в здании Смольного института расположился штаб по подготовке к восстанию большевиков, которым руководил Петроградский военно-революционный комитет.

В самом низу панорамы модно разглядеть площадь, названную именем Растрелли. От нее поднимается вверх к Литейному мосту Шпалерная улица, на которую выходят Кикины палаты Андреаса Шлютера и Тарический дворец И. Старова (под зелеными крышами).
В самом низу панорамы модно разглядеть площадь, названную именем Растрелли. От нее поднимается вверх к Литейному мосту Шпалерная улица, на которую выходят Кикины палаты Андреаса Шлютера
и Таврический дворец И. Старова (под зелеными крышами).

Ки́кины пала́ты — единственный сохранившийся до нашего времени дом адмирала-советника и одного из сподвижников Петра I — Александра Кикина. Он был построен в 1714—1720 годах, возможно, Андреасом Шлютером. В 1718 году Кикин был казнён за организацию побега из России царевича Алексея Петровича, а его дом взят в казну.

Таври́ческий дворе́ц с садом — выдающееся произведение русского классицизма конца XVIII века.
Таври́ческий дворе́ц с садом — выдающееся произведение
русского классицизма конца XVIII века.
Таврический дворец был построен по указанию Екатерины II для своего фаворита, светлейшего князя Г. А. Потёмкина. На возведение и отделку дворца было затрачено около 400 000 рублей золотом. Дворец получил своё название по его титулу Князь Таврический, который был пожалован ему в 1787 году, после присоединения к Российской империи Крыма (Таврии). От названия Таврического дворца происходят наименования Таврического сада, Таврической улицы и Таврического переулка.
Таври́ческий дворе́ц с садом — выдающееся произведение русского классицизма конца XVIII века.
Таври́ческий дворе́ц с садом — выдающееся произведение
русского классицизма конца XVIII века.

Первоначально Таврический дворец был открыт к Неве, от которой шел канал, завершавшийся гаванью-ковшом. Эта архитектурная перспектива, входившая в панораму невских берегов, существовала до постройки в 1858—1863 годах напротив дворца водонапорной башни и других сооружений Центральной городской водопроводной станции.

После смерти Потёмкина Таврический дворец взят в казну. В 1797 году по указу Павла I имущество Таврического дворца перенесено в Михайловский замок, а сам дворец передан Конногвардейскому полку. В 1801 году Таврический дворец был восстановлен как одна из резиденций императоров.

В 1906—1910 годах интерьеры здания изменили
в связи с размещением в нём Государственной думы.

«Кресты́» — следственный изолятор в Петербурге, один из наиболее известных и крупных в России. Существующая в настоящее время тюрьма была построена в кирпичном стиле в 1884—1892 г. по проекту архитектора А. О. Томишко.
«Кресты́» — следственный изолятор в Петербурге, один из наиболее известных и крупных в России. Существующая в настоящее время тюрьма была построена в кирпичном стиле в 1884—1892 г. по проекту архитектора А. О. Томишко.

В «Крестах» содержались уголовные преступники, а также политические, приговорённые к одиночному заключению. В числе наиболее известных узников первой поры были народовольцы.

В период после революции 1905 г. политические заключённые в «Крестах» стали преобладать. Во время февральской революции 1917 г. восставшие освободили всех заключённых этой тюрьмы.

После июльских событий того же года в «Крестах» недолгое время содержались арестованные большевики, в том числе В. А. Антонов-Овсеенко, П. Е. Дыбенко, Л. Б. Каменев, А. В. Луначарский, Ф. Ф. Раскольников и Л. Д. Троцкий, А. С. Булин.

В период революционных событий февраля 1917 года арестованные министры царского правительства, видные жандармы и полицейские чины, сановники доставлялись из Таврического дворца в «Кресты», а в 1917—1918 годах — из Петропавловской крепости. В их числе — министры Временного правительства.

Во время Большого террора 1937-38 годов «Кресты» были переполнены лицами, обвинёнными в контрреволюционных преступлениях. В каждой камере одиночного содержания площадью 3 кв. м размещалось 15—17 человек. В эти годы в «Крестах» находились в заключении видные представители отечественной науки и культуры: поэт Николай Заболоцкий, будущий историк Лев Гумилёв, востоковед Теодор Шумовский, актёр Георгий Жжёнов, будущий маршал Константин Рокоссовский и многие другие.

В годы блокады Ленинграда тюрьма погрузилась во мрак, холод и голод. Кучка сотрудников (стариков и женщин) находились на казарменном положении. Они организовали охрану и оборону тюрьмы. Против ворот Входного флигеля, на набережной Невы, возвели дзот. Тюрьма подвергалась постоянному обстрелу противником, поэтому оказались поврежденными ряд тюремных зданий и сооружений. Часть сотрудников и многие заключённые умерли от истощения. В феврале 1942 года в психиатрической больнице «Крестов» умер арестованный в августе 1941 года Даниил Хармс.

Финля́ндский вокза́л — пассажирский терминал станции Санкт-Петербург-Финляндский, один из пяти действующих вокзалов города.
Финля́ндский вокза́л — пассажирский терминал станции Санкт-Петербург-Финляндский, один из пяти действующих вокзалов города.

Первое здание вокзала было возведено в 1870 году (архитектор Пётр Купинский) для Финляндской железной дороги, которая связала столицу с Великим княжеством Финляндским.

На Финляндский вокзал 3 (16) апреля 1917 года приехал вернувшийся из эмиграции Владимир Ленин. В память об этом событии на площади у старого здания Финляндского вокзала в 1926 году был установлен памятник (скульптор С. А. Евсеев, архитекторы В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх). В 1957 году на вокзале был установлен доставивший Ленина в Россию паровоз H2-293 (дар правительства Финляндии Советскому Союзу).

Вокзал был единственным, действовавшим в годы блокады: здесь начиналась «Дорога жизни», и 7 февраля 1943 года сюда с Большой земли пришёл первый поезд с продовольствием. В память об этом на перроне вокзала в 1973 году был установлен первый из 56 мемориальных километровых столбов, поставленных вдоль железнодорожной ветки «Дороги жизни».

В 1950-х годах была проведена комплексная реконструкция вокзала (архитекторы П. А. Ашастин, Н. В. Баранов, Я. Н. Лукин, инженер И. А. Рыбин). Был построен наклонный ход станции метрополитена «Площадь Ленина», было возведено новое главное здание вокзала в стиле функционализм (открыто 4 июня 1960 году), обращённое к Неве.

В 1970-е годы были разобраны почти все боковые (обращенные к Финскому переулку) корпуса старого вокзала, кроме центрального ризалита, включённого в одно из новых зданий.

Крейсер "Аврора" и Городской училищный дом им. Петра Великого - Нахимовское училище. Архитектор А.Н. Бенуа. 1910.
Крейсер «Аврора» и Городской училищный дом им. Петра Великого —
Нахимовское училище. Архитектор А.Н. Бенуа. 1910.

«Авро́ра» — крейсер 1-го ранга Балтийского флота типа «Диана», принимавший участие в нескольких войнах XX века и являющийся одним из символов Октябрьской революции. Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны. В настоящее время находится на вечной стоянке у Петроградской набережной в Санкт-Петербурге и является объектом культурного наследия Российской Федерации.

31

Управлял вертолётом Вадим Базыкин — заслуженный пилот России. Вадим Базыкин принимал участие в уникальных (по сути ювелирных) операциях в небе: ставил антенны правительственной связи на здании СЭВ в Москве, вернул отреставрированного Ангела на шпиль Петропавловского собора, кресты на Смольный и Казанский соборы, устанавливал маяки на Балтике и скиты для монахов-отшельников на острове Валаам.

Базыкин перебрасывал грузы для российских антарктических станций, участвовал в спасении парома «Эстония» и полярников с дрейфующей станции «СП-32».  Базыкин также спас несколько сотен рыбаков с дрейфующих льдин в Финском заливе. Эпопея с рыбаками в последние 20 лет повторяется у Базыкина каждую зиму: «Сначала я на них злился. А потом понял, что для них это такая же страсть, как для меня Небо».

Вадим Валерьевич Базыкин - заслуженный пилот России, для которого Небо - то, с чем он не может расстаться, используя любую возможность взлететь над Землей.
Вадим Валерьевич Базыкин — заслуженный пилот России,
для которого Небо — то, с чем он не может расстаться,
используя любую возможность взлететь над Землей.

Вадим Валерьевич — друг очень многих, и мой тоже. Когда-то, теперь уже очень давно, увидев, как я счастлива, впервые разглядывая Петербург с высоты птичьего полета, он пригласил меня полететь с его экипажем на Валаам — архипелаг на Ладожском озере-море. Я до сих пор парю над Ладогой и ныряю в его воды, каким-то чудом возвращаясь ввысь. Да, это был полет длиной во всю мою жизнь.

Для монахов с острова Валаам Базыкин незаменим. Благодаря лётчику даже в минус 40° в тамошних храмах будут живые цветы. Доставить запасы продуктов — тоже к нему. Он появился на Валааме, когда на разрушенных стенах монастыря красовалось размашистое «Здесь был Вася!». Немногочисленное население спивалось. На монахов смотрели исподлобья. И тогда Базыкин помог организовать для валаамских ребятишек воскресную школу. Дети поют, играют на музыкальных инструментах, ставят спектакли. Когда у Базыкина появилась небольшая компания по оказанию авиационных услуг, он помог детям с поездкой во Францию: «Денег на Париж хватило только для семерых ребят. Чтобы другим шестерым не было обидно, я привёз их к себе в гости — посмотреть Петербург. Приходил с работы, а дома борщ сварен и полы вымыты. Я — им: «Зачем?! Вы же в гостях!» — «Нам, дядя Вадим, так хочется».

Базыкин Вадим Валерьевич — тот человек,
которых нужно заносить в «Красную книгу»,
чтобы сохранилась память о них,
как о вымерших когда-то мамонтах.

КОЛОКОЛЬНЯ ПЕТРОПАВЛОВСКОГО СОБОРА — РЕСТАВРАЦИЯ 2012 ГОДА. —>

Leave a Reply