Истоки петербургской трагедии

                                             ИСТОКИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТРАГЕДИИ

«… человек не различает лики,
Когда-то столь знакомые, и мыслит
Себя единственным владыкою стихий:
Не видя, что…
Меж духами стихий и человеком
Не угасает тот же древний спор;
Что человек, освобождая силы
Извечных равновесий вещества,
Сам делается в их руках игрушкой».

Максимилиан Волошин.
«Путями Каина». 1923.

 

Ответ на вопрос — что такое Санкт-Петербург, как произведение градостроительного искусства, общеизвестен. Это — «блистательный и трагичный город». Вопрос — в чем «трагизм» Прекрасного града, не имеет достаточно определенного ответа.

Яснее другое. Город родился, когда Европа вступала в эпоху Просвещения, уповая на Разум, что может создать новый Мир — идеальный, с позиций человека. Петербург сразу же включился в решение общечеловеческой проблемы. Значит, истоки его «трагедии» прячутся в глубине веков. И еще — носят они мировоззренческий характер: показывающий, какие представления о Пространстве- Времени, Истине-Добре-Красоте воплощены в художественном образе новой столицы старой Руси.

Мой опыт изучения Прекрасного града заставляет думать, что рожден он тремя «искушениями»… Говорят, «искус» — книжное выражение. Я думаю, просто относится оно не к обыденным явлениям, а к тем, что сопричастны вопросам Бытия.

«Злой дух» искушал Христа в «пустыне».
Другие силы искушали царя Петра:
ВЛАСТЬ, ВЕЛИКАЯ ЦЕЛЬ, КРАСОТА…

<— Установка седьмая

ИСКУШЕНИЕ ВЛАСТЬЮ —>