Невидимые бои в молча стоящем фасадном ряду

Нельзя полагаться на мнение одного человека, даже если человек этот — сама Екатерина Великая. Чтобы понять, что в Петербурге — «дрянно», а что — «восхитительно», необходимо самим приглядеться к зданиям, строящимся в Северной столице в первую половину Екатерининского правления. Точнее, до 1779 года — того самого момента, когда прибудет в российскую столицу Джакомо Кваренги.

Здания эти по сю пору стоят на Неве и по сю пору ведут невидимые прохожим бои за утверждение нового слова — нового стиля: против Барокко — за Классицизм. Один фасадный ряд — на Дворцовой набережной: Зимний дворец Растрелли, Малый Эрмитаж Валлен-Деламота, Большой Эрмитаж Юрия Фельтена и Мраморный дворец Антонио Ринальди. Другой фасадный ряд — Василеостров- ский: здания Петровской поры и Академия художеств Кокоринова и Валлен-Деламота. Всматриваемся: Растрелли, Ринальди, Фельтен, Деламот…

Растреллиев Зимний дворец — отрицаемая новым старая правда. Вглядитесь и вспомните эту правду: события, происходящие на фасаде дворца, иллюзорны. Здесь стены — фон, на котором устраивают представление узорочья оконных обрамлений и ритмы колонн. Вернее, колонн, в смысле — опор, здесь нет, ведь нельзя же назвать опорой то, что несет лишь самое себя. Результат: стена — что речная волна. Пластические игры насыщают инертную массу жизнью-движением, превращают видимое в театрализованное зрелище, особенно увлекательное для тех, кто улавливает в ритме архитектурных вертикалей музыкальные лады. Вглядитесь в Растреллиев фасад — опять зазвучала, заструилась колонная мелодия в мажоре, увлекая за собою многоголосие тем, развивающих главную.

Следующий в ряду — строящийся с 1766 года «Ламотов павильон» или Малый Эрмитаж. Его автор — Валлен-Деламот: адьюнкт-ректор Академии художеств. Человек он именитый: родственник самого Блонделя Второго, наставляющего Европу,какой должна быть архитектура. В Петербурге этим занимается Деламот, специально для того сюда и приглашенный.

Фасад «Ламотова павильона» вполне классицистичен по формам. Есть арочный подиум. Есть стоящий на нем «большой ордер» —  на два этажа, что несет мощный антаблемент с аттиком. Если приглядеться, сразу же станут видны чрезмерности. Ордер на раскрепованном подиуме сильно вынесен вперед и повторен в пилястрах. Справа и слева от колонного ряда и в центре аттика установлена скульптура. То и другое дает декорацию, подчиненную оси симметрии. Вытянутые пропорции окон заставляют здание зрительно устремиться вверх. Спокойного величия нет, как не было, потому что… «Ламотов павильон» — весь в отсветах отвергаемого классицистами Растрелли!

Автор Большого Эрмитажа — Юрий Матвеевич Фельтен. Он, как пишут исследователи, достиг немалых успехов в результате «врожденной склонности к архитектуре, развитой усердным трудом». Его стараниями уходили в небытие иззолоченные интерьеры учителя Растрелли, а вместо них появлялись новые жилые покои и парадные залы с бледно окрашенными стенами и белой орнаментальной лепниной. Позднее, будто в память о Растрелли, Фельтен создаст несколько празднично-нарядных церквей в стиле, близком барочному обилию декора и скульптуры. Соорудив Чесменский комплекс с дворцом и церковью, он отдаст дань ложноготическому стилю, услаждавшему изощренный вкус европейской, а значит, и петербургской элиты. Он многогранен, но…

Большой Эрмитаж, возводимый Фельтеном с 1775 года рядом с «Ламотовым павильоном», представляет собой маловыразительную, суховато-безордерную архитектуру. В уровне рустованного подиума арочные окна, как положено. Ряды окон с сандриками и без них, квадратных и арочных — на втором фасадном ярусе. Здание Фельтена — эмоциональный антракт в представлении. Взгляд, почти равнодуш­но, скользит по стене, защищающей мир в мире, недоступный посторонним. То, действительно, — «Эрмитаж», где все — только для нее: Императрицы и тех немногих избранных, кого она сама удостоит приглашением подивиться своим сокровищам. Екатерина называет эрмитажную коллекцию  произведений искусств удивительно точно — «бездной». А, может быть, то Нева, заглядывающая в окна,нашептывает Императрице апокалептические сравнения

Ближе к Летнему саду — Мраморный дворец возводимый с 1768 года Антонио Ринальди. То — подарок Императрицы Григорию Орлову, возведшему ее на престол. На здании — изысканно­утонченный декор на классическую тему, вызывающий воспоми­нание о дворце для неаполитанских королей в далекой Италии. Ринальдиево палаццо — как инкрустированная шкатулка. Фасады дворца — как нанесенная на стену архитектурная акварель. Вертикали пилястр, горизонтали подиума и антаблемента — как воспоминание о могучей силе ренессансных истоков. Что было когда -то! Что стало теперь? Декоративность фасадов, при всей строгости рисовки целого, доведена до предела: ордер на стене, что цветочные гирлянды в панелях меж оконными проемами, — то и другое равно орнаментально.

Будто на рассмотрение современникам и потомкам предъявили отчет архитекторы былого Петербурга: Ринальди, Фельтен, Деламот. Деламотово произведение подчинено соседству Зимнего дворца фантаста Растрелли. Фельтен прорисовает здание строго и сдержанно, словно делает пробу темы, еще не развернувшейся в художественной выразительности своей. Классицистический эстетизм Ринальди — что продление жизни декоративных изысков рококо. Нет, не изменить этим произведениям мир петербургской архитектуры, противопоставив Барокко новое слово.

Посмотрим, что будет делать Кваренги? За канавкой Зимней ветшает Зимний дворец Петра: ждет своего смертного часа. Он не наступит, потому что Кваренги, автор Эрмитажного театра, водруженного над Петровым дворцом, сохранит для потомков память о месте, где ушел из жизни основатель Петербурга.

Кваренги напишет о своем детище: «Я старался дать архитектуре театра благородный и строгий характер. Поэтому воспользовался наиболее подходящими друг к другу и к идее здания украшениями». Вы, конечно, правы, «господин Гваренги»: фигуры греческих поэтов, смотрящих на Неву, — те украшения, что вполне подходят для Театра. Вы правы и в том, что скульптурное убранство не выражает сути архитектурных идей. В чем же она?..

Не стоит сомневаться, идея театра неотделима от главных действующих лиц архитектурного спектакля — стройного ряда коринфских полуколонн, напоминающих торжественно-церемо­ниальный выход удивительных существ. Явно одухотворенных в сдержанной строгости своей. Явно благородных по греко-римско-ренессансному родству своему. Явно рассказывающих о каких-то драматичных событиях, что не то происходили, не то могли произойти на фасадной стене.

Вглядитесь в звучащую тишину. Воспоминание о происхо­дившем застыло в колонном ряду, запечатлелось в просветленности вызываемых им чувств. Будто представление УЖЕ окончено, но актеры ЕЩЕ раскланиваются со зрителями, которые смотрят на них с восхищением, не в силах забыть только что отзвучавший спектакль.

Кваренгиева архитектура вводит нас в Идеальный мир,
отстраненный от реалий, как любая мечта.
Архитектура эта требует участия в происходящем
наших чувств, особенно, вкуса к изящному,
что помогает различить невидимое поверхностному взгляду.

Я думаю, и вы заметили, что в Эрмитажном театре
неуловима грань между уже и еще происходящим…

Скажете, мы слышали подобные мелодии в Растреллиевом исполнении? Слышали, но, то были совсем другие мелодии. Растяги­вая мгновение между УЖЕ и ЕЩЕ до бесконечности, Великий маэстро придавал Настоящему длительность Вечности. В Эрмитажном театре запечатлены другие отношения между временными составляющими…

Совмещая уже произошедшее с еще происходящим,
новый петербургский архитектор утверждает:
лучшее в Прошлом должно стать правдой Настоящего.

Слышу возражения трезвых умов: сколько можно заблуждать­ся, Прошлое — то, что было и прошло, Настоящее — единственная созидательная сила, все остальное — иллюзия действительности. Прекрасная, желаемая, но… Далекая от обычного-привычного, повсе­дневного существования, а значит, бессильная что-либо изменить. Все эти архитектурные изыски-тонкости — игра, что, выдавая себя за действительность, все равно остается игрой, то-есть Театром! Кваренги, говоря об «идее театра», именно это имел ввиду…

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ — ИГРА, ВОСПРОИЗВОДЯЩАЯ ИДЕАЛЫ,
ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ВЫСШУЮ РЕАЛЬНОСТЬ.

Не надо сомневаться в искренности людей «золотого века». Они играют всерьез, веря в правду заблуждений, как в ту необходимость, без которой иссякают жизненные силы души. Вот еще одно свидетельство — стихи Василия Андреевича Жуковского…

А на земле, где опытом жестоким
Мы учены лишь горестям одним,
Не лучший ли нам друг воображенье?
И не оно ль волшебным фонарем
Являет нам на плате роковом
Блестящее блаженства привиденье?
О друг мой! Ум всех радостей палач!
Лишь горький сок дает сей грубый врач!
Он бытие жестоко анатомит…

Сопоставление барочных и классицистических деяний свиде­тельствует: в молча стоящем ряду взаимных отрицаний идет бой, невидимый людям, проходящим мимо зданий. Здесь, на Дворцовой набережной, победа достается Растрелли, наделенным воображени­ем, способным дать инертной массе силу, уподобляющую ее текущей рядом Неве. Кваренгиевы произведения слишком зависимы от развитости наших эстетических чувств, слишком изящны, чтобы противостоять натиску колонной экспрессии. Силы двух выдаю­щихся петербургских архитекторов в поединке нового со старым еще не равны, но встреча уже состоялась.

Кваренги обиделся? Нет, он — счастливый человек: склонный к философическим размышлениям. К тому же, ему чужды мучитель­ные для людей чувства: обида, самомнение, зависть. Проходя мимо Смольного монастыря Растрелли, Кваренги будет с неизменным постоянством снимать свою знаменитую шляпу с высокой тульей в знак восхищения непреходящей Красотой.

Говорят, время течет, как река. Конечно, оно течет, стараясь в непрерывных усилиях оторваться-отказаться от старого во имя нового, нового, нового, пока не превратится это новое в мощный временной ток. На Дворцовой набережной реки Невы рассказы о движении времен звучат в двойном исполнении: волн и колонн.

Куда бежите вы — речные волны?
Только вперед, чтобы слиться с Морем,
что с самой Вечностью…

Куда бежите вы — колонные ряды?
Только вперед, на свет Совершенства,
что не дает забыть о Вечности…

Нас впереди ждет тоже Вечность —
рассказывают речные волны и бегущие колонны.

<— ПЕТЕРБУРГСКАЯ КВАРЕНГИАДА

КТО НОСИТ ШПАГУ — ВО ДВОРЕЦ! —>